Дополнительная общеразвивающая образовательная программа художественной направленности Театральный сундучок, 2023г.

Содержание
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель и задачи программы

4

1.3. Отличительные особенности программы

5

1.4. Сроки реализации программы, объем учебного времени

5

1.5. Планируемые результаты освоения программы

6

II. Содержательный раздел
2.1. Календарный учебный график

7

2.2. Учебный план

7
III. Организационный раздел

3.1. Условия реализации, материально-техническое обеспечение
программы

13

3.1.1. Условия реализации программы

13

3.1.2. Материально техническое обеспечение

13

3.1.3. Кадровое обеспечение

14

3.1.4. Методическое обеспечение программы
3.2. Оценка эффективности занятий

14

Литература

15

2

I. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков
поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда
имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря
сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает
свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребенку
решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это
помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем
привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Упражнения на развитие
речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий
в образах животных и персонажей из сказок помогают лучше овладеть своим телом, осознать
пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам
с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои
и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко
формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать
окружающий мир.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности для
детей 6-7 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по
театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным
программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела. Программа
учитывает основные принципы и требования к организации и содержанию различных видов
театрализованной деятельности в ДОУ, а также возрастные особенности обучающихся.
Содержание программы «Театральный сундучок» разработано на основе Программы
художественно - эстетического воспитания «Театральная палитра» п/р О.В. Гончаровой - М.: ТЦ
Сфера, 2010.
Программа «Театральный сундучок» представляет собой оригинальную разработку
системы театрализованных игр, творческих заданий, строится на принципах внимания к
потребностям и реакциям детей, их образного мышления и развитию личности, в ней
сформулированы и конкретизированы задачи по театрализованной деятельности для детей 6-7
лет.
Решение задач, обозначенных в Программе, способствует всестороннему развитию
обучающихся, формированию духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей
и интегративных качеств. Программа обеспечивает полноценное психическое развитие,
эмоциональное благополучие, развитие театрализованных способностей детей 6-7 лет.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральный
сундучок» разработана в соответствии с Нормативными правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
- Федеральный закон от 31.07.2020 г. № ЗО4-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся,
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- Приказом Минпросвещения России от 09 11 2018 г. № 196 (новая редакция
Минпросвешения России от 30.09.2020 г. № 533) «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
3

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от 28 09.2020
г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Устав МКДОУ детского сада №24.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное
эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают
музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее
возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями
картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать
разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется
работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок,
чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с
литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки
спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по
театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и
развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями
общественной жизни, предметами ближайшего окружения.
Программа реализуется в процессе:
• Организованного обучения
• Индивидуальной работы
• Групповой работы
• Подготовки к праздникам, развлечениям, досуговым мероприятиям
• Игр-драматизаций, инсценировок, спектаклей, участия в концертах.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине
дня. Продолжительность занятия - 30 мин. Общее количество занятий в год - 36.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы:
Развитие личности обучающихся, развитие их творческих способностей посредством
театрализованной деятельности с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и
физиологических особенностей детей 6-7 лет.
Задачи программы:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, а также поэтапного
освоения детьми основ театрализованной деятельности.
2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых
(постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ,
организация выступлений старших детей перед младшими и пр.).
3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения
образа, а также их исполнительские умения.
4

5. Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический,
музыкальный, детский, театр зверей и др.).
6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания
детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах,
театральной терминологии.
7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
1.3. Отличительные особенности программы
Программа «Театральный сундучок» строится на следующих методологических
подходах и принципах:
1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
2. Принцип построения деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе своего героя.
3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка
полноценным участником разных видов деятельности.
4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах театральной
деятельности.
5. Принцип сотрудничества с семьей.
6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства.
7. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
8. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.
1.4. Сроки реализации программы, объем учебного времени
Условия набора обучающихся. В коллектив принимаются воспитанники детского сада в
возрасте от 6 до 7 лет. Зачисление происходит на основании заявления родителей (законных
представителей) ребёнка.
Количество детей в группе: до 20 человек.
Особенности организации образовательного процесса. Занятия проводятся 1 раз в неделю
по 1 академическому часу.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
* спектакли,
* этюды,
* импровизация,
* беседы,
* просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения,
* участие в конкурсах, концертах, фестивалях, смотрах.

5

Объём и срок освоения программы
Курс обучения планируется на 1 год.
Программа рассчитана на 16,5 часов. Занятия проходят 1 раз в неделю по 30 минут. Общее
количество занятий – 36 занятий в год.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
Программа «Театральный сундучок» предполагает, что по итогам занятий ребенок будет
уметь:
1. Заинтересованно заниматься постановочно-игровой деятельностью. Проявлять
интерес к театрализованной деятельности: участвовать в играх-драматизациях, спектаклях,
инсценировках, обыгрывать потешки.
2. Внимательно слушать чтение художественных произведений, определять характер
героев, эмоционально откликаться на поступки героев, выражать свои чувства словами,
эмоциями, движениями, узнавать героев сказки, передавать образ выразительными
средствами: мимикой, пластикой, интонацией голоса.
3. Использовать выразительные средства для передачи образа персонажей,
испытывать яркие эмоциональные переживания в играх, уметь имитировать характерные
движения сказочных героев, активно вступать в диалог со взрослыми и сверстниками.
4. Разыгрывать простые представления по известным ему литературным
произведениям и сюжетам с использованием выразительных образных средств (жестов,
мимики, пантомимики, интонации).
5. Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать
индивидуально, не подражая друг другу. Изображать ответы к загадкам, используя при этом
выразительные средства.
6. Петь песенки или читать реплики персонажей без напряжения, четко произнося
слова. Пользоваться активным словарем, использовать в речи интонации, четко и ясно
произносить реплики героев, пользоваться диалогической речью.
7. Выступать перед детьми и родителями с инсценировками.

6

II. Содержательный раздел
2.1. Календарный учебный график
Продолжительность образовательного процесса
Продолжительность учебного года, неделя
Количество учебных дней
Продолжительность учебных периодов

1 год
36 недель
36
1 полугодие

С 15.09.2023
по 31.12.2023

2 полугодие

С 09.01.2024
по 31.05.2024

Возраст детей, лет
Продолжительность занятия, час
Режим занятия
Годовая учебная нагрузка, мин/час
2.2. Учебный план
Тема
занятия
№
1

Содержание
занятия

СЕНТЯБРЬ
Знакомство с - Что такое театр?
театром
- Виды театров.
- с чего начинается театр.
Беседа, просмотр презентации.

2

Кто работает
в театре.
«Закулисье».

3

Как вести
себя в театре.

С 6 до 7 лет
30 мин
1 раз в неделю
36 ч

Задачи занятия
Дать представление о театре,
познакомить с видами театров
(художественный,
драматический, кукольный);
воспитывать уважительное
отношения к театру. Пополнение
словарного запаса

Знакомство с театральными
профессиями и их важность.
Знакомство с устройством
театра изнутри.
Беседа, просмотр презентации.

Активизировать познавательный
интерес к театральным
профессиям; познакомить с
профессиями: актер, режиссер,
художник, композитор,
костюмер. Пополнение
словарного запаса. Воспитывать
желание узнать новое.
Чтение стихов, беседа,
Познакомить с правилами
сюжетно-ролевая игра «Театр» поведения в театре. Расширять
Цель: вызвать интерес и
интерес детей к активному
желание играть (выполнять
участию в театральных играх.
роль «кассира», «билетера», «з Воспитывать культуру общения
рителя»); воспитывать
и поведения.
дружеские взаимоотношения

7

4

Знакомство с
театром
рукавичек.
Сила голоса.

5

Пальчиковый
театр.
Речевое
дыхание.

6

Театр Би-бабо. Слух и
чувства
ритма.

7

Одну
простую
сказку хотим
мы
рассказать.
Мимика
и
жесты.

8

Играем
пальчиками.
Пантомима.

- Показ сказки «Курочка Ряба»
(театр рукавичек);
- самостоятельные
театрализованные игры
- Артикуляционная
гимнастика;
- игра «Перебежки»;
- скороговорки;
- пальчиковые игры;
- игра «Веселый бубен»,
- игра «Эхо»
ОКТЯБРЬ
- Показ сказки «Теремок»
(пальчиковый театр);
- викторина;
- артикуляционная
гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- скороговорки;
- Этюды;
- Самостоятельная
театрализованная
деятельность
- Инсценировка сказки
«Заюшкина избушка»;
-Артикуляционная
гимнастика; -упражнение
угадай интонации;
-скороговорки;
-игра «Успокой куклу»;
-отгадываем загадки;
-этюд «Колокола»;
-игра «Волшебные
превращения».
- Артикуляционная
гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- упражнение на дыхание
«Дует ветер»;
-игры «Прекрасный цветок»,
«Солнечный зайчик»;
-этюды «Это я, это мое!»,
«Гномы и великаны».
- артикуляционная
гимнастика;
-игра «вьюга»;
- упражнения на развитие
сенсомоторики;
-этюд «старый гриб»;
- пальчиковая гимнастика;

Освоение навыков владения этим
видом театральной деятельности;
развивать силу голоса;
работа над активизацией мышц
губ.

Освоение навыков владения этим
видом театра;
Развитие речевого дыхания;
Активизировать
интонацию
голоса: произнося фразы –
грустно,
радостно,
сердито,
удивленно;
Воспитывать
выдержку, терпение, соучастие

раскрепощение через игровую
деятельность;

Формировать умение средствами
мимики и жестов передавать
наиболее характерные черты
персонажа сказки. Расширять
словарь жестов и мимики.

Закреплять в речи детей понятия
«пантомима».
Развиваем умение
концентрироваться на предмете и
копировать его через движения
рук, пальцев.
Активизировать
сценическую
раскрепощённость.
8

НОЯБРЬ
9

10

11

Постучимся в - показ сказки «Колобок»
теремок.
(конусный театр)
Конусный
-самостоятельная
театр.
театрализованная игра;
-игра «Одуванчик»
-этюды:
«Медведь в лесу»
«Волк и заяц»
«Хитрая лисица»
Дятел
- знакомство с новой сказкой;
выдолбил
- беседа по сказке;
дупло, сухое, - игра пальчиковая;
теплое оно.
- артикуляционная
гимнастика;
Этюды:
«Скворец»
«Дятел»
«Белка»
Многим
- пересказ сказки;
домик
- передача образов, с помощью
послужил, кто мимики, жестов,
только
в телодвижений;
домике
не -упражнения – этюды.
жил

12

Косолапый
приходил,
теремочек
развалил

13

Зачем нужны Артикуляционная гимнастика;
декорации.
игра «Прекрасный цветок»;
игра «Дует ветер»;
пальчиковые игры;
игра «Медведь и елка»;
игра «Солнечный зайчик»;
этюд «Это я! Это мое!»
игра «Волк и семеро козлят»;
игра «Одуванчик»;
этюд «Великаны и гномы»;
упражнения на тренировку
памяти;
игра «Радуга»;
этюд «Медведь в лесу»
ДЕКАБРЬ
Чтение
- охарактеризовать героев;
сказки «Под
- упражнение на тренировку

14

- игра «Угадай героя»;
- драматизация сказки.

Освоение навыков владения этим
видом театральной деятельности.
Вызвать положительный настрой
при знакомстве с новой сказкой.
Совершенствовать
выразительность движений.
Развивать фантазию.
Совершенствовать умение
отвечать на вопросы по
содержанию сказки понятно и
логично, охарактеризовать
героев сказки. Развивать
интонационную
выразительность.
Развивать
умение
последовательно и выразительно
пересказывать
сказку.
Совершенствовать
умение
передавать
эмоциональное
состояние
героев
мимикой,
жестами, телодвижением.
Поощрять творчество, фантазию,
индивидуальность
детей
в
передаче образов.
Воспитывать чувства осознанной
необходимости друг в друге,
понимания,
взаимопомощи,
дружбы.
Развивать умение
самостоятельно подбирать
декорации к сказке;
Проявлять творчество в создании
атрибутов и элементов
костюмов.
Воспитывать аккуратность в
работе.
Развивать фантазию, внимание.

развивать
усидчивость;

внимание,
стимулировать
9

грибом».

памяти;
- инсценирование диалогов
героев.

эмоциональное
восприятие
детьми
сказки;
воспитывать
доброжелательные
отношения
между детьми.

15

Мастерская
- изготовить и подобрать
актера.
элементы костюмов и
Костюмерная. декораций к сказке Сутеева.

Развивать умение
самостоятельно подбирать
декорации к сказке;
Проявлять творчество в создании
атрибутов и элементов
костюмов.
Воспитывать аккуратность в
работе.
Развивать фантазию, внимание.

16

Показ сказки
«Под грибом»

17

Красивый
Петя
уродился,
перед всеми
он гордился.

Вызвать желание быть артистом;
Показать все свои способности,
выразив их в образе героев.
Формировать умение детей
логично и полно отвечать на
вопросы по сказке;
Дать понятие, что музыка и
иллюстрация – тоже очень
важные средства
выразительности

18

19

20

- знакомство с новой сказкой;
- беседа по сказке;
- игра пальчиковая;
- артикуляционная
гимнастика;
Этюды:
«Петух»
«Сорока»
«Лиса»
ЯНВАРЬ
Гордится
Артикуляционная гимнастика;
Петенька
«Что изменилось?»
красой, ног не «Поймай хлопок»
чует
под «Я положил в мешок..»
собой.
«Тень»
«Внимательные звери»
«Веселые обезъянки»
«Угадай что я делаю»
Петя
хвастался,
смеялся, чуть
лисе, он не
достался.
Наши
эмоции.
Изображение
различных
эмоций

Развиваем игровое поведение,
готовность к творчеству;
развиваем коммуникативные
навыки, творческие способности,
уверенность в себе.

- игра-драматизация сказки
«Хвостатый хвастунишка»

Совершенствовать
умения
драматизировать сказку;
Воспитывать доброжелательное
отношение друг к другу.

-Артикуляционная
гимнастика;
-игра «Лиса и волк»;
-игра «Ловим комариков»;
-игра «Волшебный стул»;
пальчиковые игры;
-отгадываем загадки;
-игра «Чудесные

Развивать способность
распознавать эмоциональные
состояния по мимике;
Учить подбирать нужную
графическую карточку с
эмоциями конкретной ситуации и
изображать соответствующую
мимику на лице.
10

21

22

превращения».
Злая,
злая, -Артикуляционная
нехорошая
гимнастика;
змея укусила -игра «Не ошибись»;
молодого
-игра «Если гости постучали»;
воробья.
-пальчиковые игры
«Бельчата»;
-этюд «Гадкий утенок»
ФЕВРАЛЬ
Слава, слава, Артикуляционная гимнастика;
Айболиту,
этюд на расслабление мышц
слава, слава «Штанга»;
всем друзьям игра «Волк и овцы»;
скороговорки; пальчиковые
игры

23

Когда
страшно –
видится то,
чего и нет

- слушание р.н.с. «У страха
глаза велики»;
- беседа по сказке;
- изображение эмоции страха;
- рассказы детей из личного
опыта.

24

Каждому
страх больше
кажется.
Преодолеем
страх.

- беседа по сказке «У страха
глаза велики»;
- пантомимическая игра
«Изобрази героя»;
- повторное слушание сказки.

25

У страха глаза Артикуляционная гимнастика;
велики.
Упражнения на тренировку
памяти;
Игра «Заря»;
этюд «Отряхнем руки»;
пальчиковые игры
этюд «любимая игрушка»;
игра «Старый сом»;
упражнения на развитие
сенсорной моторики;
игра «Кошка и скворушки»;
игра «Почта»;
этюд «Кривое зеркало»
МАРТ

26

Знакомство
со сказкой
«Теремок на

- Чтение и беседа по сказке

Помочь понять и осмыслить
настроение героев сказки,
способствовать открытому
проявлению эмоций и чувств
различными способами.
Развиваем умение передавать
через движения тела характер
животных
Совершенствовать умение
драматизировать сказку;
развиваем умение владеть
собственным телом; управлять
собственными мышцами;
Воспитывать у детей эмпатию;
Развивать социальные навыки
общения.
Продолжать развивать умение
различать основные
человеческие эмоции,
изображать их;
Учить грамотно отвечать на
вопросы по содержанию.
Формировать способность давать
характеристики персонажам
сказки, выразительно изображать
героев, распознавать основные
человеческие эмоции по
определенным признакам. Учить
логично и выразительно
пересказывать.
Совершенствовать
выразительность мимики,
жестов, голоса при драматизации
сказки. Воспитывать
доброжелательность –
бесконфликтно распределять
роли.

Донести сказку детям;
Закреплять умение распознавать
поступки, характеры героев;
11

новый лад».

27

Культура
и
техника речи.
Драматическ
ие игры.

28

Мастерская
актера.
Подбор
костюмов и
декораций к
сказке.

29

Сценическая
пластика.

30- Подготовка к
31- драматизации
32 сказки
«Теремок на
новый лад».

Логично и выразительно
отвечать на вопросы по
содержанию;
Воспитывать уважение к
отвечающему.
Совершенствовать
исполнительское мастерство,
выразительность в передаче
образов героев сказки;
Закрепить умение использовать
различные средства
выразительности – сила голоса,
ударение и т.д.

-Артикуляционная
гимнастика;
-Игра «Птицелов»;
-пальчиковые игры;
- игра «Кошка и скворушка»;
- «заря»;
-этюды:
«Любимая игрушка»
«Любимый герой»
Подбор
и
изготовление Развивать умение
костюмов и декораций.
самостоятельно подбирать
декорации к сказке;
Проявлять творчество в создании
атрибутов и элементов
костюмов.
Воспитывать аккуратность в
работе.
Развивать фантазию, внимание.
-Артикуляционная
Работа над развитием речи,
гимнастика;
интонацией, логическим
- Этюды:
ударением;
«Больной зуб»
Побуждать детей
«Укачиваем куклу»
импровизировать;
«Игра со свечой»
Развивать умение показывать
«Самолет»
чувства и эмоции сценической
«Мяч эмоций»;
пластикой.
-Игра «Изобрази героя»
АПРЕЛЬ
-Артикуляционная гимнастика.
-Пальчиковая гимнастика.
-Упражнение
на
речевое
дыхание.
-Разучивание ролей с детьми.
-Упражнения
на
выразительность речи.
-Работа
над
пластикой,
мимикой, жестами
МАЙ

33- Показ сказки Показ спектакля
34 «Теремок на родителям.
новый лад».
Показ спектакля детям
других групп.

Формировать правильное, четкое
произношение (дыхание,
артикуляцию, дикцию);
развивать воображение;
расширять словарный запас;
активизировать сценическую
раскрепощённость.
Воспитывать терпение,
взаимопомощь.

Итоговое занятие. Показать, чему
дети научились за год.

12

III. Организационный раздел
3.1. Условия реализации, материально-техническое обеспечение
программы
3.1.1. Условия реализации программы
Обучение детей театрализованной деятельности проходит в игровой форме, с
постановкой игровых задач, игровых действий под руководством педагога.
Игровые комплексы, этюды и упражнения сгруппированы по различным признакам:
по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности и используются
в сочетании друг с другом.
На
занятиях
педагогом
создаётся
творческая
атмосфера,
атмосфера
доброжелательности, и вместе с тем - осознанной дисциплины. Педагог создаёт условия для
проявления инициативы и самостоятельности ребёнка.
Обучающийся может вносить свои предложения в ход занятий, сам провести игру,
придумать новую. Эта инициативность приветствуется и развивается педагогом.
Подходы к организации обучения:

личностно ориентированное обучение,

дифференцированное обучение,

системно-деятельности подход в организации обучения.
Основные формы организации образовательной деятельности: групповые занятие,
репетиция.
При освоении программы используются следующие методы, приёмы и технологии
обучения:
игровые:
 Метод сюжетно-ролевой игры на более сложном, развёрнутом уровне воспитывает
у детей умение создавать и развивать совместную игру в небольших подгруппах, опираясь
не только на общие правила игры, но и на сюжетные замыслы партнёров.
 Метод перемены ролей в одной и той же сюжетно-ролевой игре воспитывает
гибкость и пластичность сценического поведения; коммуникативные навыки; развивает
фантазию и воображение.
 Практико-ориентированный метод подразумевает, что любое задание выполняется
ребенком в игровой форме на сценической площадке с одним партнером или с группой
ребят.
 Проблемный метод используется при сочинении различных сюжетов игр.
словесные:
Беседа, чтение художественной литературы, разучивание, дискуссия.
рефлексия:
Наглядные: этюд, демонстрация иллюстраций, презентаций, образцов актёрской игры,
виртуальные экскурсии с использованием ИКТ и т.д.
3.1.2. Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в групповом помещении, в наличии столы и стулья для детей в
соответствии с ростом дошкольников, шкафы и стеллажи для хранения дидактических,
наглядных пособий и учебных материалов.
В групповой комнате в наличии:
1) 6 столов для воспитанников;
2) 20 детских стульев;
3) шкафы для хранения дидактических и методических пособий;
4) театральная ширма;
5) разные виды кукольных театров:
- пальчиковый
- теневой
13

- би-ба-бо (перчаточный)
- фланелеграф
- театр игрушек
6) ноутбук, колонки, проектор;
7) детские костюмы для спектаклей;
8) атрибуты для занятий и для спектаклей;
9) декорации к спектаклям;
10) книги и иллюстрации к сказкам;
11) методическая литература;
12) дидактические пособия: (наборы сюжетных картинок, наглядные пособия).
3.1.3. Кадровое обеспечение
Образовательный процесс обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими
базовое педагогическое образование и/или переподготовку по профилю педагог
дополнительного образования.
3.1.4. Методическое обеспечение программы

•

Методическая
литература для проведения занятий
по
театрализованной деятельности;
•
Календарно-тематический план;
•
Наглядные пособия (иллюстрации, картины, альбомы, фотографии);
•
Информационные носители (диски);
•
Игры, стихи, загадки по темам занятий;
•
Ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору
дидактического материала;
•
Разные виды кукольных театров (настольный, би-ба-бо, теневой, театр масок,
пальчиковый, театр на фланелеграфе, театр марионеток, театр игрушек);
•
Методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию
театрализованных способностей детей дошкольного возраста 6-7 лет.
3.2. Оценка эффективности занятий
Входная диагностика – обучающихся проводится в начале учебного года с целью
установления фактического уровня теоретических знаний по направлению.
Итоговая диагностика – обучающихся проводится с целью повышения
ответственности педагога и обучающихся за результаты образовательно - воспитательного
процесса, определения уровня освоения обучающимися программы в рамках учебного года.
Основные методы диагностики, наблюдение и беседа, анализ итоговой работы.
Фиксация диагностики в творческом дневнике педагога.
Достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения
творческих мероприятий: концерты, творческие показы детям других групп и родителям.

14

Литература

1. Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. – М.: ТЦ Сфера,
2010.

2. Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей
дошкольного возраста.- М.: Айрис-пресс, 2007.
3. Бочкарев Л.П. Создание игровых образов с детьми шестого года жизни под влиянием
художественной книги и картины: Автореферат кандидата педагогических наук. - М.,
1982.
4. Гончарова О.В., Карташова М.Г., Красева А.Р., Мирочиненко С.А., Набокова В.В.,
Шахина Ю.А., Юшкова Н.А. Театральная палитра: Программа художественноэстетического воспитания/ Под ред. О.В. Гончаровой.- М.:ТЦ Сфера, 2010.
5. Дерягина Л.Б. Играем сказку.- СПб.: ООО «Издательство «ДетствоПресс», 2010.
6. Доронова Т. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок
в детском саду. - 2001. - №2. – 62 с.
7. Жукова Р.М. Театрализованная деятельность. Занимательные материалы. Старшая
группа.- Волгоград: ИТД «Корифей».-112с.
8. Жукова Р.М. Театрализованная деятельность. Занимательные материалы.
Подготовительная группа.- Волгоград: ИТД «Корифей».112с.
9. Игнатова С.В. Театр теней своими руками. – М.: Айрис-пресс, 2008.- 96с.
10.Караменко Т.Н., Караменко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам: Театр картинок.
Театр игрушек. Театр Петрушек. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982. - 191с.
11.Крамаренко О. Театрально-игровая деятельность как интегрированная деятельность
в эстетическом воспитании детей // Детский сад от А до Я. – 2004. - № 6. – с. 82-84.
12.Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/Н.В.
Краснощекова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 251с.
13.Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж, 2006.-173с.
14.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003. 128с.
15.Машевская С. Риторика + Театр // Дошкольное образование. – 2004. - № 6. – с. 8-26.
16.Разина Т.В. «Занимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой
моторики у детей» – ФГОСДО. Москва: Учитель, 2020.
17.Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» –
Москва: Сфера, 2019.
18.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Программа «Театр-творчество-дети»
(Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович): Пособие для воспитателей, педагогов
дополнительного обраования и музыкальных руководителей детских садов. - 3-е изд.,
испр. и допол. - М.: АРКТИ, 2002. – 208с.
19.Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий.- М.: АРКТИ, 2007.- 288с.
20.Ульева Е.А. Сценарии для интерактивных занятий с детьми 2-6 лет.- М.: ВАКО,
2014.-64с.
21.Цапай Т. Играем в театр // Детский сад от А до Я., 2004. - № 6. – с.35
22.Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи
дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.-208с.
23.Ярославцева И.Б. Театр импровизации для детей. Методическое пособие. М.:
АРКТИ, 2021.
24.Ярославцева И.Б. Театральная азбука. Методическое пособие. Москва: АРКТИ, 2020.
25.Ярославцева И.Б. Кукольный театр для малышей. - М.: ТЦ Сфера, 2018.
15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти