Содержание I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цель и задачи программы 4 1.3. Отличительные особенности программы 5 1.4. Сроки реализации программы, объем учебного времени 5 1.5. Планируемые результаты освоения программы 6 II. Содержательный раздел 2.1. Календарный учебный график 7 2.2. Учебный план 7 III. Организационный раздел 3.1. Условия реализации, материально-техническое обеспечение программы 13 3.1.1. Условия реализации программы 13 3.1.2. Материально техническое обеспечение 13 3.1.3. Кадровое обеспечение 14 3.1.4. Методическое обеспечение программы 3.2. Оценка эффективности занятий 14 Литература 15 2 I. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогают лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности для детей 6-7 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела. Программа учитывает основные принципы и требования к организации и содержанию различных видов театрализованной деятельности в ДОУ, а также возрастные особенности обучающихся. Содержание программы «Театральный сундучок» разработано на основе Программы художественно - эстетического воспитания «Театральная палитра» п/р О.В. Гончаровой - М.: ТЦ Сфера, 2010. Программа «Театральный сундучок» представляет собой оригинальную разработку системы театрализованных игр, творческих заданий, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, их образного мышления и развитию личности, в ней сформулированы и конкретизированы задачи по театрализованной деятельности для детей 6-7 лет. Решение задач, обозначенных в Программе, способствует всестороннему развитию обучающихся, формированию духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. Программа обеспечивает полноценное психическое развитие, эмоциональное благополучие, развитие театрализованных способностей детей 6-7 лет. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральный сундучок» разработана в соответствии с Нормативными правовыми документами: - Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - Федеральный закон от 31.07.2020 г. № ЗО4-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, - Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», - Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р); - Приказом Минпросвещения России от 09 11 2018 г. № 196 (новая редакция Минпросвешения России от 30.09.2020 г. № 533) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3 - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от 28 09.2020 г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Устав МКДОУ детского сада №24. Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: 1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ. 2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей. 3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. 4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей). 5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения. Программа реализуется в процессе: • Организованного обучения • Индивидуальной работы • Групповой работы • Подготовки к праздникам, развлечениям, досуговым мероприятиям • Игр-драматизаций, инсценировок, спектаклей, участия в концертах. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия - 30 мин. Общее количество занятий в год - 36. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: Развитие личности обучающихся, развитие их творческих способностей посредством театрализованной деятельности с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей детей 6-7 лет. Задачи программы: 1. Создать условия для развития творческой активности детей, а также поэтапного освоения детьми основ театрализованной деятельности. 2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений старших детей перед младшими и пр.). 3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов. 4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения. 4 5. Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.). 6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии. 7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности. 1.3. Отличительные особенности программы Программа «Театральный сундучок» строится на следующих методологических подходах и принципах: 1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития. 2. Принцип построения деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе своего героя. 3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником разных видов деятельности. 4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах театральной деятельности. 5. Принцип сотрудничества с семьей. 6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 7. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). 8. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей. 1.4. Сроки реализации программы, объем учебного времени Условия набора обучающихся. В коллектив принимаются воспитанники детского сада в возрасте от 6 до 7 лет. Зачисление происходит на основании заявления родителей (законных представителей) ребёнка. Количество детей в группе: до 20 человек. Особенности организации образовательного процесса. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Формы организации деятельности учащихся на занятии: * спектакли, * этюды, * импровизация, * беседы, * просмотр видеофильмов • разучивание произведений устного народного творчества • обсуждение • наблюдения • словесные, настольные и подвижные игры. • пантомимические этюды и упражнения, * участие в конкурсах, концертах, фестивалях, смотрах. 5 Объём и срок освоения программы Курс обучения планируется на 1 год. Программа рассчитана на 16,5 часов. Занятия проходят 1 раз в неделю по 30 минут. Общее количество занятий – 36 занятий в год. 1.5. Планируемые результаты освоения программы Программа «Театральный сундучок» предполагает, что по итогам занятий ребенок будет уметь: 1. Заинтересованно заниматься постановочно-игровой деятельностью. Проявлять интерес к театрализованной деятельности: участвовать в играх-драматизациях, спектаклях, инсценировках, обыгрывать потешки. 2. Внимательно слушать чтение художественных произведений, определять характер героев, эмоционально откликаться на поступки героев, выражать свои чувства словами, эмоциями, движениями, узнавать героев сказки, передавать образ выразительными средствами: мимикой, пластикой, интонацией голоса. 3. Использовать выразительные средства для передачи образа персонажей, испытывать яркие эмоциональные переживания в играх, уметь имитировать характерные движения сказочных героев, активно вступать в диалог со взрослыми и сверстниками. 4. Разыгрывать простые представления по известным ему литературным произведениям и сюжетам с использованием выразительных образных средств (жестов, мимики, пантомимики, интонации). 5. Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать индивидуально, не подражая друг другу. Изображать ответы к загадкам, используя при этом выразительные средства. 6. Петь песенки или читать реплики персонажей без напряжения, четко произнося слова. Пользоваться активным словарем, использовать в речи интонации, четко и ясно произносить реплики героев, пользоваться диалогической речью. 7. Выступать перед детьми и родителями с инсценировками. 6 II. Содержательный раздел 2.1. Календарный учебный график Продолжительность образовательного процесса Продолжительность учебного года, неделя Количество учебных дней Продолжительность учебных периодов 1 год 36 недель 36 1 полугодие С 15.09.2023 по 31.12.2023 2 полугодие С 09.01.2024 по 31.05.2024 Возраст детей, лет Продолжительность занятия, час Режим занятия Годовая учебная нагрузка, мин/час 2.2. Учебный план Тема занятия № 1 Содержание занятия СЕНТЯБРЬ Знакомство с - Что такое театр? театром - Виды театров. - с чего начинается театр. Беседа, просмотр презентации. 2 Кто работает в театре. «Закулисье». 3 Как вести себя в театре. С 6 до 7 лет 30 мин 1 раз в неделю 36 ч Задачи занятия Дать представление о театре, познакомить с видами театров (художественный, драматический, кукольный); воспитывать уважительное отношения к театру. Пополнение словарного запаса Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри. Беседа, просмотр презентации. Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям; познакомить с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор, костюмер. Пополнение словарного запаса. Воспитывать желание узнать новое. Чтение стихов, беседа, Познакомить с правилами сюжетно-ролевая игра «Театр» поведения в театре. Расширять Цель: вызвать интерес и интерес детей к активному желание играть (выполнять участию в театральных играх. роль «кассира», «билетера», «з Воспитывать культуру общения рителя»); воспитывать и поведения. дружеские взаимоотношения 7 4 Знакомство с театром рукавичек. Сила голоса. 5 Пальчиковый театр. Речевое дыхание. 6 Театр Би-бабо. Слух и чувства ритма. 7 Одну простую сказку хотим мы рассказать. Мимика и жесты. 8 Играем пальчиками. Пантомима. - Показ сказки «Курочка Ряба» (театр рукавичек); - самостоятельные театрализованные игры - Артикуляционная гимнастика; - игра «Перебежки»; - скороговорки; - пальчиковые игры; - игра «Веселый бубен», - игра «Эхо» ОКТЯБРЬ - Показ сказки «Теремок» (пальчиковый театр); - викторина; - артикуляционная гимнастика; - пальчиковая гимнастика; - скороговорки; - Этюды; - Самостоятельная театрализованная деятельность - Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»; -Артикуляционная гимнастика; -упражнение угадай интонации; -скороговорки; -игра «Успокой куклу»; -отгадываем загадки; -этюд «Колокола»; -игра «Волшебные превращения». - Артикуляционная гимнастика; - пальчиковая гимнастика; - упражнение на дыхание «Дует ветер»; -игры «Прекрасный цветок», «Солнечный зайчик»; -этюды «Это я, это мое!», «Гномы и великаны». - артикуляционная гимнастика; -игра «вьюга»; - упражнения на развитие сенсомоторики; -этюд «старый гриб»; - пальчиковая гимнастика; Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности; развивать силу голоса; работа над активизацией мышц губ. Освоение навыков владения этим видом театра; Развитие речевого дыхания; Активизировать интонацию голоса: произнося фразы – грустно, радостно, сердито, удивленно; Воспитывать выдержку, терпение, соучастие раскрепощение через игровую деятельность; Формировать умение средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. Расширять словарь жестов и мимики. Закреплять в речи детей понятия «пантомима». Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения рук, пальцев. Активизировать сценическую раскрепощённость. 8 НОЯБРЬ 9 10 11 Постучимся в - показ сказки «Колобок» теремок. (конусный театр) Конусный -самостоятельная театр. театрализованная игра; -игра «Одуванчик» -этюды: «Медведь в лесу» «Волк и заяц» «Хитрая лисица» Дятел - знакомство с новой сказкой; выдолбил - беседа по сказке; дупло, сухое, - игра пальчиковая; теплое оно. - артикуляционная гимнастика; Этюды: «Скворец» «Дятел» «Белка» Многим - пересказ сказки; домик - передача образов, с помощью послужил, кто мимики, жестов, только в телодвижений; домике не -упражнения – этюды. жил 12 Косолапый приходил, теремочек развалил 13 Зачем нужны Артикуляционная гимнастика; декорации. игра «Прекрасный цветок»; игра «Дует ветер»; пальчиковые игры; игра «Медведь и елка»; игра «Солнечный зайчик»; этюд «Это я! Это мое!» игра «Волк и семеро козлят»; игра «Одуванчик»; этюд «Великаны и гномы»; упражнения на тренировку памяти; игра «Радуга»; этюд «Медведь в лесу» ДЕКАБРЬ Чтение - охарактеризовать героев; сказки «Под - упражнение на тренировку 14 - игра «Угадай героя»; - драматизация сказки. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Вызвать положительный настрой при знакомстве с новой сказкой. Совершенствовать выразительность движений. Развивать фантазию. Совершенствовать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки понятно и логично, охарактеризовать героев сказки. Развивать интонационную выразительность. Развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением. Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов. Воспитывать чувства осознанной необходимости друг в друге, понимания, взаимопомощи, дружбы. Развивать умение самостоятельно подбирать декорации к сказке; Проявлять творчество в создании атрибутов и элементов костюмов. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать фантазию, внимание. развивать усидчивость; внимание, стимулировать 9 грибом». памяти; - инсценирование диалогов героев. эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми. 15 Мастерская - изготовить и подобрать актера. элементы костюмов и Костюмерная. декораций к сказке Сутеева. Развивать умение самостоятельно подбирать декорации к сказке; Проявлять творчество в создании атрибутов и элементов костюмов. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать фантазию, внимание. 16 Показ сказки «Под грибом» 17 Красивый Петя уродился, перед всеми он гордился. Вызвать желание быть артистом; Показать все свои способности, выразив их в образе героев. Формировать умение детей логично и полно отвечать на вопросы по сказке; Дать понятие, что музыка и иллюстрация – тоже очень важные средства выразительности 18 19 20 - знакомство с новой сказкой; - беседа по сказке; - игра пальчиковая; - артикуляционная гимнастика; Этюды: «Петух» «Сорока» «Лиса» ЯНВАРЬ Гордится Артикуляционная гимнастика; Петенька «Что изменилось?» красой, ног не «Поймай хлопок» чует под «Я положил в мешок..» собой. «Тень» «Внимательные звери» «Веселые обезъянки» «Угадай что я делаю» Петя хвастался, смеялся, чуть лисе, он не достался. Наши эмоции. Изображение различных эмоций Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе. - игра-драматизация сказки «Хвостатый хвастунишка» Совершенствовать умения драматизировать сказку; Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. -Артикуляционная гимнастика; -игра «Лиса и волк»; -игра «Ловим комариков»; -игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры; -отгадываем загадки; -игра «Чудесные Развивать способность распознавать эмоциональные состояния по мимике; Учить подбирать нужную графическую карточку с эмоциями конкретной ситуации и изображать соответствующую мимику на лице. 10 21 22 превращения». Злая, злая, -Артикуляционная нехорошая гимнастика; змея укусила -игра «Не ошибись»; молодого -игра «Если гости постучали»; воробья. -пальчиковые игры «Бельчата»; -этюд «Гадкий утенок» ФЕВРАЛЬ Слава, слава, Артикуляционная гимнастика; Айболиту, этюд на расслабление мышц слава, слава «Штанга»; всем друзьям игра «Волк и овцы»; скороговорки; пальчиковые игры 23 Когда страшно – видится то, чего и нет - слушание р.н.с. «У страха глаза велики»; - беседа по сказке; - изображение эмоции страха; - рассказы детей из личного опыта. 24 Каждому страх больше кажется. Преодолеем страх. - беседа по сказке «У страха глаза велики»; - пантомимическая игра «Изобрази героя»; - повторное слушание сказки. 25 У страха глаза Артикуляционная гимнастика; велики. Упражнения на тренировку памяти; Игра «Заря»; этюд «Отряхнем руки»; пальчиковые игры этюд «любимая игрушка»; игра «Старый сом»; упражнения на развитие сенсорной моторики; игра «Кошка и скворушки»; игра «Почта»; этюд «Кривое зеркало» МАРТ 26 Знакомство со сказкой «Теремок на - Чтение и беседа по сказке Помочь понять и осмыслить настроение героев сказки, способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами. Развиваем умение передавать через движения тела характер животных Совершенствовать умение драматизировать сказку; развиваем умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами; Воспитывать у детей эмпатию; Развивать социальные навыки общения. Продолжать развивать умение различать основные человеческие эмоции, изображать их; Учить грамотно отвечать на вопросы по содержанию. Формировать способность давать характеристики персонажам сказки, выразительно изображать героев, распознавать основные человеческие эмоции по определенным признакам. Учить логично и выразительно пересказывать. Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки. Воспитывать доброжелательность – бесконфликтно распределять роли. Донести сказку детям; Закреплять умение распознавать поступки, характеры героев; 11 новый лад». 27 Культура и техника речи. Драматическ ие игры. 28 Мастерская актера. Подбор костюмов и декораций к сказке. 29 Сценическая пластика. 30- Подготовка к 31- драматизации 32 сказки «Теремок на новый лад». Логично и выразительно отвечать на вопросы по содержанию; Воспитывать уважение к отвечающему. Совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки; Закрепить умение использовать различные средства выразительности – сила голоса, ударение и т.д. -Артикуляционная гимнастика; -Игра «Птицелов»; -пальчиковые игры; - игра «Кошка и скворушка»; - «заря»; -этюды: «Любимая игрушка» «Любимый герой» Подбор и изготовление Развивать умение костюмов и декораций. самостоятельно подбирать декорации к сказке; Проявлять творчество в создании атрибутов и элементов костюмов. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать фантазию, внимание. -Артикуляционная Работа над развитием речи, гимнастика; интонацией, логическим - Этюды: ударением; «Больной зуб» Побуждать детей «Укачиваем куклу» импровизировать; «Игра со свечой» Развивать умение показывать «Самолет» чувства и эмоции сценической «Мяч эмоций»; пластикой. -Игра «Изобрази героя» АПРЕЛЬ -Артикуляционная гимнастика. -Пальчиковая гимнастика. -Упражнение на речевое дыхание. -Разучивание ролей с детьми. -Упражнения на выразительность речи. -Работа над пластикой, мимикой, жестами МАЙ 33- Показ сказки Показ спектакля 34 «Теремок на родителям. новый лад». Показ спектакля детям других групп. Формировать правильное, четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развивать воображение; расширять словарный запас; активизировать сценическую раскрепощённость. Воспитывать терпение, взаимопомощь. Итоговое занятие. Показать, чему дети научились за год. 12 III. Организационный раздел 3.1. Условия реализации, материально-техническое обеспечение программы 3.1.1. Условия реализации программы Обучение детей театрализованной деятельности проходит в игровой форме, с постановкой игровых задач, игровых действий под руководством педагога. Игровые комплексы, этюды и упражнения сгруппированы по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности и используются в сочетании друг с другом. На занятиях педагогом создаётся творческая атмосфера, атмосфера доброжелательности, и вместе с тем - осознанной дисциплины. Педагог создаёт условия для проявления инициативы и самостоятельности ребёнка. Обучающийся может вносить свои предложения в ход занятий, сам провести игру, придумать новую. Эта инициативность приветствуется и развивается педагогом. Подходы к организации обучения: личностно ориентированное обучение, дифференцированное обучение, системно-деятельности подход в организации обучения. Основные формы организации образовательной деятельности: групповые занятие, репетиция. При освоении программы используются следующие методы, приёмы и технологии обучения: игровые: Метод сюжетно-ролевой игры на более сложном, развёрнутом уровне воспитывает у детей умение создавать и развивать совместную игру в небольших подгруппах, опираясь не только на общие правила игры, но и на сюжетные замыслы партнёров. Метод перемены ролей в одной и той же сюжетно-ролевой игре воспитывает гибкость и пластичность сценического поведения; коммуникативные навыки; развивает фантазию и воображение. Практико-ориентированный метод подразумевает, что любое задание выполняется ребенком в игровой форме на сценической площадке с одним партнером или с группой ребят. Проблемный метод используется при сочинении различных сюжетов игр. словесные: Беседа, чтение художественной литературы, разучивание, дискуссия. рефлексия: Наглядные: этюд, демонстрация иллюстраций, презентаций, образцов актёрской игры, виртуальные экскурсии с использованием ИКТ и т.д. 3.1.2. Материально-техническое обеспечение Занятия проводятся в групповом помещении, в наличии столы и стулья для детей в соответствии с ростом дошкольников, шкафы и стеллажи для хранения дидактических, наглядных пособий и учебных материалов. В групповой комнате в наличии: 1) 6 столов для воспитанников; 2) 20 детских стульев; 3) шкафы для хранения дидактических и методических пособий; 4) театральная ширма; 5) разные виды кукольных театров: - пальчиковый - теневой 13 - би-ба-бо (перчаточный) - фланелеграф - театр игрушек 6) ноутбук, колонки, проектор; 7) детские костюмы для спектаклей; 8) атрибуты для занятий и для спектаклей; 9) декорации к спектаклям; 10) книги и иллюстрации к сказкам; 11) методическая литература; 12) дидактические пособия: (наборы сюжетных картинок, наглядные пособия). 3.1.3. Кадровое обеспечение Образовательный процесс обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими базовое педагогическое образование и/или переподготовку по профилю педагог дополнительного образования. 3.1.4. Методическое обеспечение программы • Методическая литература для проведения занятий по театрализованной деятельности; • Календарно-тематический план; • Наглядные пособия (иллюстрации, картины, альбомы, фотографии); • Информационные носители (диски); • Игры, стихи, загадки по темам занятий; • Ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору дидактического материала; • Разные виды кукольных театров (настольный, би-ба-бо, теневой, театр масок, пальчиковый, театр на фланелеграфе, театр марионеток, театр игрушек); • Методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию театрализованных способностей детей дошкольного возраста 6-7 лет. 3.2. Оценка эффективности занятий Входная диагностика – обучающихся проводится в начале учебного года с целью установления фактического уровня теоретических знаний по направлению. Итоговая диагностика – обучающихся проводится с целью повышения ответственности педагога и обучающихся за результаты образовательно - воспитательного процесса, определения уровня освоения обучающимися программы в рамках учебного года. Основные методы диагностики, наблюдение и беседа, анализ итоговой работы. Фиксация диагностики в творческом дневнике педагога. Достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы детям других групп и родителям. 14 Литература 1. Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. 2. Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста.- М.: Айрис-пресс, 2007. 3. Бочкарев Л.П. Создание игровых образов с детьми шестого года жизни под влиянием художественной книги и картины: Автореферат кандидата педагогических наук. - М., 1982. 4. Гончарова О.В., Карташова М.Г., Красева А.Р., Мирочиненко С.А., Набокова В.В., Шахина Ю.А., Юшкова Н.А. Театральная палитра: Программа художественноэстетического воспитания/ Под ред. О.В. Гончаровой.- М.:ТЦ Сфера, 2010. 5. Дерягина Л.Б. Играем сказку.- СПб.: ООО «Издательство «ДетствоПресс», 2010. 6. Доронова Т. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2. – 62 с. 7. Жукова Р.М. Театрализованная деятельность. Занимательные материалы. Старшая группа.- Волгоград: ИТД «Корифей».-112с. 8. Жукова Р.М. Театрализованная деятельность. Занимательные материалы. Подготовительная группа.- Волгоград: ИТД «Корифей».112с. 9. Игнатова С.В. Театр теней своими руками. – М.: Айрис-пресс, 2008.- 96с. 10.Караменко Т.Н., Караменко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр Петрушек. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982. - 191с. 11.Крамаренко О. Театрально-игровая деятельность как интегрированная деятельность в эстетическом воспитании детей // Детский сад от А до Я. – 2004. - № 6. – с. 82-84. 12.Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/Н.В. Краснощекова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 251с. 13.Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж, 2006.-173с. 14.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003. 128с. 15.Машевская С. Риторика + Театр // Дошкольное образование. – 2004. - № 6. – с. 8-26. 16.Разина Т.В. «Занимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детей» – ФГОСДО. Москва: Учитель, 2020. 17.Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» – Москва: Сфера, 2019. 18.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Программа «Театр-творчество-дети» (Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович): Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного обраования и музыкальных руководителей детских садов. - 3-е изд., испр. и допол. - М.: АРКТИ, 2002. – 208с. 19.Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий.- М.: АРКТИ, 2007.- 288с. 20.Ульева Е.А. Сценарии для интерактивных занятий с детьми 2-6 лет.- М.: ВАКО, 2014.-64с. 21.Цапай Т. Играем в театр // Детский сад от А до Я., 2004. - № 6. – с.35 22.Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.-208с. 23.Ярославцева И.Б. Театр импровизации для детей. Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2021. 24.Ярославцева И.Б. Театральная азбука. Методическое пособие. Москва: АРКТИ, 2020. 25.Ярославцева И.Б. Кукольный театр для малышей. - М.: ТЦ Сфера, 2018. 15