1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Данная Программа разработана на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон«Об образовании в РФ» от29 декабря 2012 г. №273-ФЗ - Приказ Министерства образования и науки РФ от17 октября2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ14 ноября2013 г. №30384) - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от15 мая2013 г. №26 г. Москва от«Об утверждении СанПиН2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. №28564) - Устав МКДОУ детского сада № 24-утвержден. Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно -образовательного процесса для детей старшей группы. Цель программы: - создание условий в детском саду для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Исходя из поставленной цели, приоритетными задачами развития и воспитания детей являются: • укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры; целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности; • обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей; • развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках; • развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка; • пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность; Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности. Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Содержание рабочей программы включает интеграцию образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по пяти образовательным областям: социально– коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно– эстетическое и физическое развитие. 1.2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Возраст 5 – 6 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7 - 10 см, изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях само регуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Формируются социальные представления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле и могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта или литературы. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека– расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Дети оперируют достаточным объемом временных представлений: утро – день – вечер - ночь; Вчера – сегодня – завтра– раньше- позже; ориентируются в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года. Довольно уверенно осваивают ориентацию в пространстве и на плоскости: слеванаправо, вверху- внизу, впередисзади, близко- далеко, выше- ниже и т. д. Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса и далеких стран и многое другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов» о 7 происхождении луны, солнца, звезд и прочего. Для объяснения детьми привлекаются знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ: о космонавтах, луноходах, космических путешествиях, звездных войнах. Дети с живым интересом слушают истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Ознакомление с техникой, разнообразными видами труда, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Под руководством педагога шестилетки включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы проверки; опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия». Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Развитие детей 5 - 6 лет происходит успешно при условии удовлетворения в образовательном процессе ведущих социальных потребностей дошкольников: потребность в положительных эмоциональных контактах с окружающими(воспитателем, детьми), в любви и доброжелательности; потребность в активном познании и информационном обмене; потребность в самостоятельности и разнообразной деятельности по интересам; потребность в активном общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками; потребность в самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны взрослых и сверстников. Взрослым необходимо учитывать и поддерживать проявления индивидуальности в ребенке. Своим поведением воспитатель показывает примеры доброго, заботливого отношения к людям, он побуждает ребят замечать состояние сверстника(обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готовность помочь. Он привлекает внимание детей к внешним признакам выражения эмоционального и физического состояния людей, учит прочитывать эмоции, побуждает детей замечать эмоциональное состояние окружающих людей и сверстников(обижены, огорчены, скучают) и проявлять сочувствие и готовность помочь. Воспитатель специально создает в группе ситуации гуманистической направленности, побуждающие детей к проявлению заботы, внимания, помощи. Это обогащает нравственный опыт детей. Необходимо заложить основы личностной культуры: культуры чувств, общения, взаимодействия, привычки доброжелательного, приветливого отношения к людям, готовность к проявлению сочувствия и заботы, стремление находить(с помощью воспитателя и самостоятельно) пути справедливого и гуманного разрешения 8 возникающих проблем. Вместе с детьми можно сделать стенд или альбом, в котором поместить картинки, иллюстрирующие правила культуры поведения и общения. В случаях затруднения или конфликтов дети обращаются к «Правилам дружных ребят». В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры. В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются первые друзья— те, с кем у ребенка лучше всего достигаются взаимопонимание и взаимная симпатия. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз), все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр. Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего «Я». Более активно появляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Воспитателю необходимо помогать детям в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учета интересов партнеров. Интерес старших дошкольников к общению со взрослым не ослабевает. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение со взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития. Необходимо постоянно поддерживать в детях ощущение взросления, растущих возможностей, вызывать стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности, вселять уверенность в своих силах. Одновременно важно развивать чувство за свои действия и поступки. образовательном процессе формируются такие ответственности учебной В действовать по правилу, предпосылки образцу, ориентироваться на способ деятельности, как умение замыслу, действия, контрольнооценочные умения. 1.3 Организация режима пребывания детей в МКДОУ детском саду № 24 МКДОУ детский сад № 24 работает в режиме пятидневной рабочей недели (суббота, воскресенье выходной). Продолжительность рабочего дня 9 часов, с 7.30 часов до 16.30 часов. Начало учебного года – 1 сентября 2015 года, окончание 31 мая 2016года. Количество учебных недель – 36 (каникулярные недели: в течение учебного года - 1 неделя, в летний период – 13 недель). Режим работы: с 1 сентября по 28 декабря – учебный период с 11января по 15 января – новогодние каникулы с 13 января по 31 мая – учебный период Организация воспитательно-образовательного процесса предполагает воспитание и обучение на специальных занятиях, в режимных моментах и в свободной самостоятельной деятельности детей в течение всего дня. Количество и продолжительность занятий соответствуют ст. 12.11; 12.12 СанПиН 2.4.1.3049-13. РЕЖИМ ДНЯ (холодный период года) Время Основная деятельность 7.30 – 8.00 Прием детей. Занятия по интересам. Индивидуальная работа 8.20 – 8.30 8.30 – 8.35 8.35 – 9.00 9.00 – 10.40 10.40 – 11.00 11.00 – 12.10 12.20 – 12.50 12.50 – 13.00 13.00 – 15.00 15.00 – 15.40 15.40 – 16.00 Утренняя гимнастика Гигиенические процедуры Завтрак Непосредственная образовательная деятельность Игры, подготовка к прогулке Прогулка. Возвращение с прогулки Подготовка к обеду. Обед Гигиенические процедуры. Дневной сон Пробуждение. Гимнастика после сна. Гигиенические процедуры. Игры Полдник 16.00 – 16.30 Время 7.30 – 8.00 8.30 – 8.40 8.40 – 8.45 8.45 – 9.00 9.00 – 10.00 10.00 – 10.10 10.10 – 12.20 12.20 – 12.30 12.30 – 12.50 12.50 – 15.00 15.00 – 15.30 15.40 – 15.50 15.50 – 16.30 Игры, самостоятельная деятельность Прогулка (в зависимости от погодных условий). Уход детей домой. РЕЖИМ ДНЯ (теплый период года) Основная деятельность Прием детей на улице. Игры. Утренняя гимнастика, разминка на улице. Гигиенические процедуры Завтрак Игры, свободная деятельность детей. Подготовка к прогулке Прогулка (наблюдение, подвижные игры, сюжетно ролевые игры, игры с водой, игры с песком, закаливающие процедуры: солнечные и воздушные ванны, соблюдение питьевого режима, свободная деятельность детей). Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду. Обед Гигиенические процедуры. Дневной сон Пробуждение. Гимнастика после сна. Гигиенические процедуры. Игры Полдник Прогулка. Уход детей домой. 1.4 Объем образовательной нагрузки Максимально допустимый объем образовательной нагрузки для детей 5-6 лет не более 25 минут. КС 3 з 2 2 о н1 образователь 2 недели 3 2 образователь 1 образователь 2 образователь № В ид 1 Д ви 2. Ра 1 зв 2. иПт 2 од го то в 3. И 1 сс ле д 3. М 2 а 4 И зо б 5 М 2 уз 6 Ч т еВс ег о Ст ар ш ая гр уп па 9 9 П н 1 образователь 2 недели 13 образователь и в 99 . 0 0 99 . П3 5 9 . 0 0 9 . 2 5 К И з о б р а з и П мо мз н на ив а т Перспективно-тематическое планирование в старшей группе МКДОУ детского сада № 24 1. Раздел ОО Художественно - эстетическое развитие Изобразительное искусство Задачи образовательной деятельности 1. Активизировать проявление эстетического отношения к окружающему миру (искусству, природе, предметам быта, игрушкам, социальным явлениям). 2. Развивать художественно-эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, произведениях искусства и собственных творческих работах; способствовать освоению эстетических оценок, суждений. 3. Развивать представления о жанрово-видовом разнообразии искусства, способствовать освоению детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности, формировать опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства. 4. Развивать эстетические интересы, эстетические предпочтения, желание познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность. Содер ж ание образов а т ельной дея т ельно с т и Развитие умений откликаться и замечать красоту окружающего мира, дифференцированно воспринимать многообразие форм, цвета, фактуры, способы их передачи в художественных образах. Ассоциировать и образно воспринимать их. Развивать художественно-эстетические способности. Умения художественного восприятия: самостоятельно и последовательно анализировать произведения и архитектурные объекты; выделять типичное, обобщенное. Умения различать произведения искусства разных видов, понимание специфики разных видов искусства. Представления и опыт восприятия произведений искусства Декоративно-прикладное искусство разных видов (игрушки, утварь, одежда, предметы быта) и разных областей России; технологии изготовления, назначение, особенности: яркость, нарядность, обобщенность, декоративность, единство эстетического и утилитарного, символичность образов животных, явлений природы. Ценность народного искусства; воспитание желания его сохранять и познавать. Своеобразие декоративно-оформительского искусства: назначение, виды: одежда, мебель, предметы быта. Способы оформления поздравительных открыток, составления букетов, оформления выставок. Графика как вид изобразительного искусства. Книжная, прикладная графика. Назначение иллюстрации — сопровождение текста. Специфика труда художника-иллюстратора, технологии создания иллюстрации. Художники-анималисты, сказочники-иллюстраторы. Живопись: представления о жанрах живописи: натюрморт, пейзаж, автопортрет, жанровая живопись; восприятие разных образов по содержанию, настроению, средствам выразительности. Авторская манера некоторых художников-живописцев. Специфика скульптуры как искусства создавать объемные образы (отличие от живописи). Назначение и виды скульптуры, средства выразительности: материал, техника его обработки, фактура, композиция, силуэт, постамент. Специфика труда скульптора, используемые инструменты. Скульптурные образы по близкой детям тематике из разных материалов. Архитектура как сооружения, их комплексы, необходимые для жизнедеятельности людей. Особенности архитектуры (соотношение пользы — красоты — прочности). Материалы, используемые в строительстве. Виды архитектуры по назначению. Понимание типичного, обобщенного образа сооружения, характерного и индивидуального. Гармония объекта с окружающим пространством. Известные архитектурные сооружения региона. Умения эмоционально откликаться, понимать художественный образ, идею произведения, устанавливать связь между образом, сюжетом, средствами выразительности; выделять настроение произведения, отношение автора к изображенному. Умения выделять средства выразительности разных видов искусства. Оценивать художественные образы графики, живописи, скульптуры и архитектуры; формулировать собственное суждение. Уважительное отношение к промыслам родного края, к художественному наследию России. Проявление интереса к творческому труду. Проявление предпочтений. Посещение музея. Представления о музее как о сокровищнице ценностей и произведений искусства. Экспонаты и коллекция. Интерес к посещению музеев, галерей; знание и стремление соблюдать правила поведения в музее. Разв и т ие про д у кт и в н ой д е ятель н ости и д е тского т вор ч е с тва Задачи образовательной деятельности 1. Развивать изобразительную деятельность детей: самостоятельное определение замысла будущей работы, стремление создать выразительный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета, выбирать соответствующие образу изобразительные техники и материалы, планировать деятельность и достигать результата, оценивать его, взаимодействовать с другими детьми в процессе коллективных творческих работ. Развивать технические и изобразительно-выразительные умения. 2. Поддерживать личностные проявления старших дошкольников в процессе освоения искусства и собственной творческой деятельности: самостоятельность, инициативность, индивидуальность, творчество. 3. Продолжать развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности. Содержан и е образоват е л ьн ой деятель н ости Развитие умений определять замысел будущей работы, самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета, создавать выразительный образ и передавать свое отношение. По собственной инициативе интегрировать виды деятельности. Проявление инициативы в художественно-игровой деятельности, высказывание собственных эстетических суждений и оценок. Развитие умений планировать деятельность, доводить работу до результата, оценивать его; экономично использовать материалы. Знакомство со способом создания наброска. Умение рисовать контур предмета простым карандашом. Освоение новых, более сложных способов создания изображения. Создание изображений по представлению, памяти, с натуры; умения анализировать объект, свойства, устанавливать пространственные, пропорциональные отношения, передавать их в работе. Изобразительно-выразительные умения Продолжение развития умений выделять главное, используя адекватные средства выразительности. Использование цвета как средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения главного в картине; свойства цвета (теплая, холодная гамма), красота, яркость насыщенных или приглушенных тонов. Умения тонко различать оттенки (развитое цветовое восприятие). Умения подбирать фон бумаги и сочетание красок. Развитие умений передавать многообразие форм, фактуры, пропорциональных отношений. В изображении предметного мира: передавать сходства с реальными объектами; при изображении с натуры передавать характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов; при изображении сказочных образов передавать признаки необычности, в сюжетном изображении передавать отношения между объектами, используя все средства выразительности и композицию: изображать предметы на близком, среднем и дальнем планах, рисовать линию горизонта; в декоративном изображении создавать нарядные, обобщенные образы; украшать предметы с помощью орнаментов и узоров, используя ритм, симметрию в композиционном построении; украшать плоские и объемные формы, предметные изображения и геометрические основы. Технические умения В рисовании: применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов (сангина, пастель, мелки, акварель, тушь, перо, палитра, кисти разных размеров, гелиевые ручки, витражные краски, уголь, фломастеры). Умения создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления черного тона в другой тон. Пользоваться палитрой; техникой кистевой росписи; передавать оттенки цвета, регулировать силу нажима на карандаш. Освоение разных изобразительных живописных и графических техник: способы работы с акварелью и гуашью (по сырому), способы различного наложения цветового пятна, техникой пера, тушевки, штриховки, оттиска, монотипии, «рельефного» рисунка, способов рисования кистью. В аппликации: использование разнообразных материалов: бумаги разного качества и свойств, ткани, природных материалов и веществ, бросового материала. Знакомство с техниками симметричного, ажурного вырезания; разнообразными способами прикрепления деталей на фон, получения объемной аппликации. Создание разнообразных форм. Последовательность работы над сюжетной аппликацией; умения создавать коллажи. В лепке: использование разнообразных и дополнительных материалов для декорирования. Умения лепить конструктивным и смешанным способом; создавать многофигурные и устойчивые конструкции; создавать объемные и рельефные изображения; использовать разные инструменты: стеки, штампы, постамент, каркасы; передавать фактуру, сглаживать поверхность предмета; вылепливать мелкие детали. В конструировании из разнообразных геометрических форм, тематических конструкторов: развитие умений анализировать постройку, выделять крупные и мелкие части, их пропорциональные соотношения. Создание построек, сооружений с опорой на опыт освоения архитектуры: варианты построек жилого, промышленного, общественного назначения, мосты, крепости, транспорт, сказочные постройки; придумывание сюжетных композиций. Создание построек по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям. Знакомство с некоторыми правилами создания прочных, высоких сооружений, декорирования постройки. Конструирование из бумаги: создание интересных игрушек для самостоятельных игр с водой и ветром. Освоение обобщенных способов конструирования из бумаги; чтение схем сложения. Освоение приемов оригами. Конструирование из природного и бросового материалов: умения выделять выразительность природных объектов, выбирать их для создания образа по заданной или придуманной теме. Освоение способов крепления деталей, использования инструментов. Стремление к созданию оригинальных композиций для оформления пространства группы, помещений к праздникам, мини-музея и уголков, пространства для игр. Освоение несложных способов плоского, объемного и объемно-пространственного оформления. Использование разных материалов для создания интересных композиций; умения планировать процесс создания предмета. Развитие умений работы с тканью, плетение: разрезание, наклеивание, заворачивание, нанесение рисунка, декорирование элементами; изготовление простых игрушек. Обыгрывание изображения, стремление создавать работу для разнообразных собственных игр, в подарок значимым близким людям. Развитие умений сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ. Развитие умений адекватно оценить результаты деятельности, стремиться к совершенствованию умений, продуктов деятельности, прислушиваться к оценке и мнению взрослого. Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка Ребенок высказывает предпочтения, ассоциации; стремится к самовыражению впечатлений; эмоционально -эстетически откликается на проявления прекрасного. Последовательно анализирует произведение, верно понимает художественный образ, обращает внимание на наиболее яркие средства выразительности, высказывает собственные ассоциации. Различает и называет знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов по материалам, функциональному назначению, узнает некоторые известные произведения и достопримечательности. Любит по собственной инициативе рисовать, лепить, конструировать необходимые для игр объекты, подарки родным, предметы украшения интерьера. Самостоятельно определяет замысел будущей работы, может ее конкретизировать; уверенно использует освоенные техники; создает образы, верно подбирает для их создания средства выразительности. Проявляет творческую активность и самостоятельность; склонность к интеграции видов деятельности. Демонстрирует хороший уровень технической грамотности; стремится к качественному выполнению работы; к позитивной оценке результата взрослым. Принимает участие в процессе выполнения коллективных работ. Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей Интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве ярко не выражен. Ребенок неуверенно различает, называет некоторые знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов. Демонстрирует невысокий уровень творческой активности, недостаточно самостоятелен; затрудняется определить тему будущей работы. Создает маловыразительные образы; демонстрирует относительный уровень технической грамотности, создает схематические изображения примитивными однообразными способами. Художественная литература Задачи образовательной деятельности 1. Поддерживать у детей интерес к литературе, обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных жанров фольклора (волшебные и бытовые сказки, метафорические загадки, былины), литературной прозы (сказка-повесть, рассказ с нравственным подтекстом) и поэзии (басни, лирические стихи, литературные загадки с метафорой, поэтические сказки). 2. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов; красоту, образность и выразительность языка сказок и рассказов. 3. Совершенствовать умения художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста. 4. Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности). 5. Поддерживать самостоятельность и инициативность детей в художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы близко к тексту, пересказывать от лица литературного героя, выразительно рассказывать наизусть стихи и поэтические сказки, придумывать поэтические строфы, загадки, сочинять рассказы и сказки по аналогии со знакомыми текстами, участвовать в театрализованной деятельности, самовыражаясь в процессе создания целостного образа Содер ж ание образов а т ельной дея т ельно с т и Расширение читательских интересов детей Проявление стремления к постоянному общению с книгой, выражение удовольствия при слушании литературных произведений. Проявление избирательного отношения к произведениям определенного вида, жанра, тематики, стремление объяснить свой выбор. Восприятие литературного текста Освоение умений воспринимать литературное произведение в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста, устанавливать многообразные связи в тексте. Понимание литературного героя в его разнообразных проявлениях (внешний вид, поступки, мотивы поступков, переживания, мысли), стремление дать оценку его поступкам. Понимание настроения произведения, чувствование его эмоционального подтекста. Проявление внимания к языку, осознанного отношения к использованию некоторых средств языковой выразительности (многозначность слова, синонимика, эпитет, сравнение, метафора). Творческая деятельность на основе литературного текста Освоение способов передачи результатов восприятия литературных текстов в разных видах художественно-речевой (пересказ, сочинение, рассуждение), изобразительной (рисование, аппликация, конструирование, оформление) и театрализованной деятельности. Проявление желания создавать в игре-драматизации целостный образ, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена и развитие. Сохранение в пересказах стилистических и жанровых особенностей произведения, использование в собственных сочинениях приемов, соответствующих особенностям жанра (например: при сочинении сказок — традиционные зачины, концовки, постоянные эпитеты, традиционные сравнения и образные фразеологизмы и пр.). Проявление активности и самостоятельности в поиске способов выражения образа героя в театрализованной игре. Р езульта т ы образов а т е льной д ея т ель н о с т и Дос ти ж е ния р еб е н к а Ребенок проявляет стремление к постоянному общению с книгой. Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра; называет любимые тексты, объясняет, чем они ему нравятся. Знает фамилии 3—4-х писателей, названия их произведений, отдельные факты биографии. Способен устанавливать связи в содержании произведения, понимать его эмоциональный подтекст. Использует средства языковой выразительности литературной речи в процессе пересказывания и придумывания текстов. Активно и творчески проявляет себя в разных видах художественной деятельности, в сочинении загадок, сказок. Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей Интерес к слушанию литературных произведений выражен слабо, ребенок предпочитает общению с книгой другие занятия. Литературный опыт ограничен произведениями из круга чтения детей более младшего возраста. Ребенок не может назвать своих любимых литературных произведений. Не знает жанров литературных произведений. Пассивен при обсуждении книги, в драматизациях и других видах художественной деятельности. Монотонно и с длительными паузами читает стихи, плохо пересказывает знакомые тексты, отказывается от придумывания загадок, участия в литературных играх. Вид деятельности: Рисование Н Ц В О ЛС о М Р оя а З В н ы Се З К П С И Н Н Л Н Леонова с Н Л Н О Н риссов о Н Зн а а ш М З ы н ГФ уо р вм МП рйо К р В з ЛР е а сзв ти В ы з в БЗ е н Ш З ь о П о ем ПП о р д о ад З Зн д Н. Леонова с Н Л Н. Леонова с Н. Леонова с Н Л Н Н. Леонова с Н. Леонова с Н Л Н Леонова с Н, Леонова с Н. Леонова с Д Н Л у с НС т вр ои С П е ор р С П ир ВР и с Д З е н да М ы Б е р е З а Р а с ш М и ш к П р Д а т ь В с а Н. З ан а У к Д а Леонов а с 100 Н в с Н Л Н Л с Н Л с Я Н Л Н. Леонов а с 112 Н Л Н. Леонов а с 117 Ф Н Л Н Л с Н Л П За о к п П Д о а МВ ы Н П чр С е В П ск р о П р о Зо В л о с В Ум с В У м Я С о в в е е Фе П р ХИа Н зво Л с Н рПО Л от М др Н Л Н Л Н Л Н Л с Н Л с Н Л с А Н Л Н Л Н. Леонов а с 149 Н Л Н Л с Н Л с МАЙ Н Л Н Н Л Н Н О Л с Н П З Л р а Н. С Ф к о о р р м Н В а ы Леонов а с 165 Н Л Э т Р а Вид деятельности: Лепка Н Ц С о в В ы з Л е п П Л о е д п Б П о р г о а д О З с н е а н к ь Уо к С С н Д С и о З П и е м р С о з д а Д Л е е И С Н. Леонова с Н. Ленов а О Н. Леонова с Н. Леонова с Н Н. Ленов с 178 Н. Леонова с Д Н. Леонова с Н. Леонова с Я Н. Леонова с Н. Леонова с Ф Н.Леонова с М У ы п ЯП рл о юд ЦЛ а е Н аа Н. Леонова с М Н. Леонова с Н. Леонова с А Н. Леонова с Н. Леонова с М Л Н. Леонова с е п Н. Леонова с А к Вид деятельности: АППЛИКАЦИЯ Н Ц И С Н Л ал е п Д о К а р С о з С о Н С е о Ч Р та Зо С ло о Н. Леонова с Н. Леонова с О Н. Леонова с Н. Леонова с Н Н. Леонова с к р о С С И е з О С г о о з П С о е Р о с Соз дать обр аз какт Ин иц ии ро ва в Г д е т М Ф ыор Р с а К ос С о Знако чмить В Созд Н Л Д Н Л Н Л с Я Н Л с ФЕВРАЛЬ Н. Леонова с Н. Леонова с МА Н. Леонова с Н. Леонова с АП Н. Леонова с Н. Леонова с МАЙ Н не авать с т н Са С с в и е с Н. Леонова с 2. Раздел ОО «Социально-коммуникативное развитие» Зад а чи обра з ов а тель н ой дея т ель н ости 1. Воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к малышам. 2. Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении. 3. Воспитывать культуру поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим. 4. Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание следовать социально одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям. Содержан и е образоват е л ьн ой деятель н ости Эмоции. Знакомство с разнообразием эмоциональных состояний взрослых и сверстников, их выражение в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи (радость, веселье, огорчение, удивление, обида, доброта, нежность, восхищение). Развитие эмоциональной отзывчивости, освоение способов эмоциональной поддержки сверстника, взрослого, пожилого человека. Понимание того, что нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища; проявлять равнодушие к обиженному, слабому человеку. Взаимоотношения и сотрудничество. Проявление доброжелательного отношения к сверстникам, уважения к взрослым. Овладение при поддержке взрослого умениями совместной деятельности: принимать общую цель, договариваться о способах деятельности и материалах, в процессе общего дела быть внимательными друг к другу, добиваться хорошего результата, выражать свое отношение к результату и взаимоотношениям («Все работали дружно, вырезали много красивых снежинок, и теперь мы украсим ими нашу группу»). Освоение разных формы совместной деятельности и сотрудничества со сверстниками: работа парами, подгруппами, фронтально — вместе со всеми. Оцен к а ре з у льтатов с о в м е стных де й стви й. Правила культуры поведения, общения со взрослыми и сверстниками. Знакомство детей с правилами культуры поведения по отношению к взрослым и сверстникам. Упражнение в использовании культурных форм общения: обращаться к взрослым по имени и отчеству, на «вы», вежливо обращаться с просьбой, самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить за помощь и заботу. Быть дружелюбным и справедливым по отношению к сверстникам. В разговоре смотреть на собеседника, говорить приветливо, не перебивать говорящего и не прерывать разговора, если он не закончен, избегать грубого тона в общении. Умение оценить поступки с позиции правил культуры поведения и общения. Семья. Обогащение представлений о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца. Понимание того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения, электронная почта), как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу. Знание некоторых семейных традиций, любимых занятий членов семьи. Представления о поведении в случае болезни кого-то из членов семьи, некоторые правила помощи больному. Правила отношения к пожилым людям в семье. Ре з у льтаты образова т ель н ой дея т ел ь ности До с т и жен и я ребен к а Ребенок положительно настроен по отношению к окружающим, охотно вступает в общение с близкими взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям. Ориентируется на известные общепринятые нормы и правила культуры поведения в контактах со взрослыми и сверстниками. Проявляет любовь к родителям, уважение к воспитателям, интересуется жизнью семьи и детского сада. В общении со сверстниками дружелюбен, доброжелателен, умеет принимать общий замысел, договариваться, вносить предложения, соблюдает общие правила в игре и совместной деятельности. Различает разные эмоциональные состояния, учитывает их в своем поведении, охотно откликается на просьбу помочь, научить другого тому, что хорошо освоил. Имеет представления о том, что хорошо и что плохо, в оценке поступков опирается на нравственные представления. Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей. Ребенок имеет представления о правилах культуры поведения и общения, но часто их нарушает, нуждается в постоянном контроле взрослого. Конфликтует со сверстниками, не хочет прислушиваться к мнению партнеров по игре, отказывается от выполнения общих правил, если они препятствуют его интересам и возможности получить выигрыш. Не умеет сдерживать свои непосредственные побуждения и желания, проявляет равнодушие к другим (сверстникам, близким), если их просьбы или эмоциональные, физические состояния препятствуют осуществлению задуманного или желаемого в данный момент. Часто невнимателен к указаниям старших, не замечает своих промахов и недостатков, критикует других, использует дразнилки и прозвища в общении со сверстниками. Жалуется на нарушение правил поведения другими детьми, свои промахи связывает только с виной других детей. Разв и ва е м цен н остное от н ошен и е к т р у д у Зад а чи обра з ов а тель н ой дея т ель н ости 1. Формировать у детей представления о профессиях, роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека. Воспитывать уважение и благодарность к людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни. 2. Обеспечивать развитие самостоятельности и инициативы в труде, расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе в объеме возрастных возможностей старших дошкольников. 3. Способствовать развитию творческих способностей, позиции субъекта в продуктивных видах детского досуга на основе осознания ребенком собственных интересов, желаний и предпочтений. Содержан и е образоват е л ьн ой деятель н ости Труд взрослых и рукотворный мир. Конкретные профессии и взаимосвязи между ними, содержание труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат. (Архитекторы проектируют новые здания и мосты; строители осуществляют задуманное; шоферы подвозят строительный материал; менеджеры осуществляют продажу квартир.) Понимание роли современной техники и материалов в трудовой деятельности взрослых. Уважение к труду родителей, представление о материальном обеспечении семьи, ее бюджете. Самообслуживание и детский труд. Развитие самостоятельности в самообслуживании. Расширение объема процессов самообслуживания и хозяйственно-бытового труда (убрать игрушки, застелить свою постель, вытереть пыль, вымыть дома после еды чайную посуду). Освоение трудовых процессов, обеспечивающих ребенку возможность с небольшой помощью взрослого заботиться о своей одежде и обуви (почистить, высушить после прогулки). Представления о роли самообслуживания в заботе о здоровье: важность чистоты кожи, полоскания рта после еды. Участие в новых видах дежурства — по уголку природы, помощи педагогам при подготовке к занятиям. Освоение способов распределения коллективной работы по типу общего труда (объединение всех результатов детского труда в единый) и совместного выполнения трудового процесса, когда предмет труда переходит от одного участника труда к другому для выполнения действий. Представления о ручном труде и конструировании. Освоение умений создания поделок из бумаги, ткани, дерева, природного материала и конструкторов, способов конструирования из бросового материала, изготовление игрушек в технике оригами. Хозяйственная помощь детей в семье (совместно со взрослыми мыть посуду, поливать растения, кормить домашних животных, участвовать со взрослыми в приготовлении пищи и уборке квартиры). Ре з у ль т аты образова т ель н ой дея т ел ь ности До с т и жен и я ребен к а Ребенок активен в стремлении к познанию разных видов труда и профессий, применению техники, современных машин и механизмов в труде. Бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых, стремится участвовать в труде взрослых. Самостоятелен, инициативен в самообслуживании. С готовностью участвует со сверстниками в разных видах повседневного и ручного труда; при небольшой помощи взрослых планирует трудовой процесс, проявляет настойчивость, добивается нужного результата. Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей. Интерес ребенка к труду неустойчив. Представления о труде взрослых, их профессиях поверхностные, недостаточно отчетливые. Нет выраженного стремления к самообслуживанию, ребенок самостоятельно не следит за своим внешним видом. В общем труде с детьми часто просто играет, не видит необходимости повседневного труда. Результативность труда низкая, отношение к результату личностно не выражено, часто бросает выполнение трудового поручения, если что-то привлекло внимание, переводит труд в игру с инструментами и материалами. Формирован и е о с нов безо п асного п овед е ни я в бы т у , с о ц и у м е, пр и роде Зад а чи обра з ов а тель н ой дея т ель н ости 1. Формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. 2. Формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил. Содержан и е образоват е л ьн ой деятель н ости Обогащение представлений о разнообразии источников и причин опасности в быту, на улице, в природе, о типичных ошибках, в ситуациях, опасных для жизни и здоровья (пожар, мороз, гроза, жаркое солнце, купание в незнакомом водоеме, переход по льду, контакты с бездомными животными и пр.). Представления о последствиях неосторожных действий (ушиб, обморожение, ожог, укус и пр.). Освоение правил поведения на улице, при переходе проезжей части дороги. Знание сигналов светофора, указателей перехода улицы, остановок транспорта. Правила поведения с незнакомыми людьми: вступать в общение только в присутствии и с разрешения родителей, не принимать угощения, подарки от незнакомых людей без согласия родителей, не открывать дверь чужим людям и пр. Ре з у льтаты образова т ель н ой дея т ел ь ности До с т и жен и я ребен к а Представления ребенка о безопасном поведении достаточно осмысленны, может привести примеры правильного поведения в отдельных опасных ситуациях, установить связи между неправильными действиями и их последствиями для жизни. Ребенок умеет: — соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале; — пользоваться под присмотром взрослого опасными бытовыми предметами (ножницы, иголки и пр.) и приборами; — быть осторожным при общении с незнакомыми животными; — соблюдать правила перехода дороги, правильно вести себя в транспорте. Избегает контактов с незнакомыми людьми на улице; вступает в разговор с незнакомыми людьми только в присутствии родителей. Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей. Ребенок не проявляет интереса к освоению правил безопасного поведения, не может установить причинно-следственных связей между опасностью и характером поведения в ситуации. Часто действует неосторожно, сам может становиться источником возникновения опасных ситуаций в спортивном зале, во взаимодействии со сверстниками, получает травмы. Обращает внимание на правила безопасного поведения только по указанию и напоминанию взрослого. Затрудняется рассказать, как себя надо вести в обстоятельствах, угрожающих жизни и здоровью, к кому обратиться за помощью. Проявляет доверчивость по отношению к незнакомым людям, без разрешения родителей вступает в общение, принимает угощение, уходит вместе с незнакомым человеком по его приглашению. Вид деятельности: познавательно - исследовательская. 1. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Н е « П о « П « Т « К о ш Р а с У ч Р а Н а у ч « О с « О с н Цели с С до «0 пр ав «0 бе зо па « П ре д « Ог он ь Б е с е д а о б е з о п С « ф О о с С « ф О о с р н За « к О р с н П « о О зн с н У ч и т ь а н а л и « Б ез о п а с н о с т ь « П р а в и л а « П з П о з н а к о Пм оз « О с н о в ы б « Б О Н на ез « У х «З и « 0 Р а У ч П о з « Ф С ор пи м « У Н ч ео и « О с « О с «Б У ез ч оп и «Б З ез а оп кП « « о О О з с с «Б ез оп« Д е « Ве че У ч Пи ов то За кр еп « О с « О с Д « Н З а « П « П З а П « р О Я Ф М Че « Н аб л ю Р а с с к а «Т П и о в « О с н о в « О с Н а с и «Г от ов « О с н « О с « О с н « О с С о о б Р а с П о «З з на « н Л О уч з н ш «Е У с ч и л«Р У ч ас и т н А пи сн « О ст ор о «0 С ф о р м « О с н о иП в« М 2. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование уважительного отношения к своей семье и сообществу детей и взрослых в ДОО. Н е « Д ол го ж « П о «Б ез С о з д а П о З н а к о м и « С о ц и « С о« П а т тр р и о « У « Д ч С ля о В « « ы М П з ос а в кв а т а ст р т ол и ь о «Р Д « ос а П си т а я ь т н«Та У р« ел п С не с д м и о но с ш Цели с С О « М ы то ж е «Я и мо я се« Чт о та ко е х«о Н ас тр ое « К о м Ф ор м и « В о с п и У « то С чн о ц и П а« ро С до о л ц и а жУ л« п С р о а ц жЗ и« а П к а р т е р пи « Ка Р а « С рн« Ст ра ш но » Ф ор м ир ов а о« С о ц и а л ь н Н Д т ЯНВА ФЕВРАЛЬ « Н « Из ме ни се бя » Ра « С з о« П С р о о ц д и ол а ж л ат ь ь н оэ м « Чт оя л ю бл С по со бс ю Ф о р м и р « С о ц и а л ь« П « а С т ун р ду и чо к « оР о« Кт а с С оя ш о ц « Чт о та П « п ро В д о с ко« оУ п« Ве С «З аб « В го ст и Р аз П о з н а « С « П ат р « Д об « С по р, сс ор а» П о м Н а у ч и т ь « С о « С о ц иа ль н а « Пн о«К о С « С « Д п С ру о о ж с ц ба о и а » б л с ь « Р П а ор з « С о « О « Н вУ ч П о « МА С « С АП « П ер ех од У п р а « МАЙ С о ц и ж « Ж из нь н«а М ир чу вс тв и эм В ы з в а П р о д о л ж а оц Р «Р а аз з но в цв ет« Уи О п « П а т р« С о ц и а л ь н « В о с 3.Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Н е п« « У С П ч у и т т е ь « О У с т нл е о н ч Цели С « Ч то бД о ш ко « Д « аЗ « П у « К о н« П у т е ш е « П р о а Уг « л Ч т За о к р Н ау чи т « Ч то б ы Ра К зв а к ир « У К чи а П ри т ь к го р то а ви « П Нб К о а ба зн р о В ы б д « чл Н е л « М ы еМ К от а к О Н де и у г с. о 12 5 « М а ш « П ут е « П о зн Д ат ь За Н а р о « Ч т о У« крЗа П кр о еп « П Ра « П П ро у с т « Зн С ак и о я п р « Д е« П « П « Ч т о Н а р о д мн За кр епР а За « Рк а Н Д Н с а а р ЯНВА ФЕВРАЛЬ р о МА АП на ро « Н У а чи у мс ч я« М ы де ж «Т ру « П ут е К а к рК а Ут к о ч р н а В о У « в Ч л т е о «Я Ф зд о ор р м ов Ри « а К с о « шС Ке и мб ст В о с п и ы«т П ут е ш ес тв Н а у ч и ть « ие п л Ч т о б ы « П ут е ш ес тв Н а у ч и т ь ие« « Ч т о б ы л« П Ч П ут е о т з о н Р а з в и в а т е«м П Ка о к з « Че го не зн ал П оч К а к р а б о тН а р М ру но 2. Раздел ОО «Познавательное развитие» Задачи образовательной деятельности 1. Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях. 2. Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание, классификация. 3. Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии. 4. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям, предметам). 5. Поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности. 6. Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей. 7. Развивать представления ребенка о себе, своих умениях, некоторых особенностях человеческого организма. 8. Развивать представления о родном городе и стране, гражданско-патриотические чувства. 9. Поддерживать стремление узнавать о других странах и народах мира. Содержан и е образоват е л ьн ой деятель н ости Развитие сенсорной культуры. Различение и называние всех цветов спектра и ахроматических цветов (черный, серый, белый), оттенков цвета (темно-красный, светло-серый), 3—5 тонов цвета (малиновый, лимонный, салатный, бирюзовый, сиреневый...), теплых и холодных оттенков. Различение и называние геометрических фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция), освоение способов воссоздания фигуры из частей, деления фигуры на части; освоение умения выделять (с помощью взрослого) структуру плоских геометрических фигур (стороны, углы, вершины). Использование сенсорных эталонов для оценки свойств предметов (фуражка темно-синяя, значок в форме ромба, стакан глубже чашки, книга тяжелее тетрадки). Освоение умений выделять сходство и отличие между группами предметов. Проявление умения сравнивать предметы, выделять 3—5 признаков сходства и отличия, группировать предметы по разным основаниям преимущественно на основе зрительной оценки; различать звуки (музыкальные звуки по разным характеристикам: высоте, тембру, громкости, длительности; звуки родного языка). Формирование первичных представлений о себе, других людях Развитие интереса к людям разного пола и возраста. Овладение пониманием особенностей проявления характерных мужских и женских качеств, умениями оценивать поступки людей разного пола с учетом гендерной принадлежности. Освоение разнообразия мужских и женских имен, происхождения некоторых имен, имени и отчества. Освоение представлений о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми. Понимание труда людей как основы создания богатства окружающего мира. Освоение представлений о себе и семье: о своих имени, фамилии, поле, возрасте, месте жительства, домашнем адресе, увлечениях членов семьи, профессиях родителей. Овладение некоторыми сведениями об организме, понимание назначения отдельных органов и условий их нормального функционирования. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира. Освоение представлений о своем городе (селе) — названия родного города (села), его особенностях (местах отдыха и работы близких, основных достопримечательностях). Освоение представлений о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждений города (села) — магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе. Понимание особенностей правил поведения в общественных учреждениях города. Проявление интереса к родной стране. Освоение представлений о ее столице, государственном флаге и гербе. Освоение представлений о содержании основных государственных праздников России, ярких исторических событиях, героях России. Понимание многообразия россиян разных национальностей — особенностей их внешнего вида, одежды, традиций. Развитие интереса к сказкам, песням, играм разных народов. Развитие толерантности по отношению к людям разных национальностей. Понимание того, что все люди трудятся, чтобы жить счастливо и сделать свою страну богатой и счастливой. Освоение представлений о других странах и народах мира. Понимание, что в других странах есть свои достопримечательности, традиции, свои флаги и гербы. Развитие интереса к жизни людей в разных странах. Понимание того, что люди из разных стран стремятся беречь Землю и дружить. Ребенок открывает мир природы. Увеличение объема представлений о многообразии мира растений, животных, грибов. Умение видеть различия в потребностях у конкретных животных и растений (во влаге, тепле, пище, воздухе, месте обитания и убежище). Обнаружение признаков благоприятного или неблагоприятного состояния природных объектов и их причин (у растения сломана ветка, повреждены корни, листья опутаны паутиной). Сравнение растений и животных по разным основаниям, отнесение их к определенным группам (деревья, кусты, травы; грибы; рыбы, птицы, звери, насекомые) по признакам сходства. Установление сходства между животными, растениями и человеком (питается, дышит воздухом, двигается и т. д.) и отличия (думает, говорит и т. д.). Представления о неживой природе как среде обитания животных и растений, ее особенности (состав, качества и свойства). Особенности жизни живых существ в определенной среде обитания. Установление последовательности сезонных изменений в природе (смена условий в неживой природе влечет изменения в жизни растений, насекомых, птиц и других животных) и в жизни людей. Понимание причин этих явлений. Накопление представлений о жизни животных и растений в разных климатических условиях: в пустыне, на севере (особенности климата, особенности приспособления растений и животных к жизни в пустыне, на Севере). Установление стадий роста и развития хорошо знакомых детям животных и растений, яркие изменения внешнего вида и повадок детенышей животных в процессе роста. Развитие представлений о природных сообществах растений и животных (лес, водоем, луг, парк), их обитателях, установление причин их совместного существования (в лесу растет много деревьев, они создают тень, поэтому под деревьями произрастают тенелюбивые кустарники, травы и грибы и т. д.). Понимание разнообразных ценностей природы (эстетическая, познавательная, практическая природа как среда жизни человека). Осознание правил поведения в природе. Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем. Использование приемов сравнения, упорядочивания и классификации на основе выделения их существенных свойств и отношений: подобия (такой же, как..; столько же, сколько...), порядка (тяжелый, легче, еще легче...), включения (часть и целое). Понимать и находить, от какого целого та или иная часть, на сколько частей разделено целое, если эта часть является половиной, а другая четвертью. Овладение умениями пользоваться числами и цифрами для обозначения количества и результата сравнения в пределах первого десятка. Освоение измерения (длины, ширины, высоты) мерками разного размера, фиксация результата числом и цифрой. Освоение умения увеличивать и уменьшать числа на один, два, присчитывать и отсчитывать по одному, освоение состава чисел из двух меньших. Проявление умения устанавливать простейшие зависимости между объектами: сохранения и изменения, порядка следования, преобразования, пространственные и временные зависимости. Ре з у льтаты образова т ель н ой дея т ел ь ности До с т и жен и я Ребенок проявляет разнообразные познавательные интересы, имеет дифференцированные представления о мире, отражает свои чувства и впечатления в предпочитаемой деятельности. Активен в разных видах познавательной деятельности; по собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения. Знает название своей страны, ее государственные символы, проявляет интерес к жизни людей в других странах. Рассказывает о себе и своей семье, собственных увлечениях, достижениях, интересах. Проявляет интерес к жизни семьи, уважение к воспитателям, интересуется жизнью семьи и детского сада. Хорошо различает людей по полу, возрасту, профессии (малышей, школьников, взрослых, пожилых людей) как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Хорошо знает свои имя, фамилию, возраст, пол. Проявляет интерес к городу (селу), в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях городской жизни. Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости за свою страну. Проявляет интерес к жизни людей в других странах. Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей Отсутствует интерес к окружающему миру (природе, людям, искусству, предметному окружению). Не сформированы возрастные эталонные представления, представления о мире поверхностны, часто ошибочны. Ребенок не способен самостоятельно организовать поисково-исследовательскую деятельность, не выделяет результат познания. Не проявляет положительного отношения и интереса к людям, к их жизни в семье и в детском саду. Затрудняется в различении людей по полу, возрасту, профессии как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Социальные представления о родной стране и других странах мира ограничены. Познавательный интерес к социальному миру, городу, стране снижен. Вид деятельности: познавательно - исследовательская. 1. Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях). Н е « З Ч а уд Р а з Цели с С к О Н со В о Ф К ор о «Г м н ор с « М аг аз и«н У п р а Д жР о аз ма в « За Д к ор р о ж« Р П аз оч в та К о н с пК о н с К о н с пК о н с « За Р Де к р а нь е з ро в ж и «Р Р а К ас з в о кр н ас с К Д о «Т оч Р а н ка з в с Кп « Ра о зв (з р ан и ят с « Ж ив ой «Б ус ы дл « В с е м Р а з в Р а з в «Р ас се ян н «Г ео М ет З а к р е П о з н а В . Н К о н с К о н с К Р о а н з с в п « иР К Ж а о ив з н ая в с р- Р а з в и Р а з в и в « П о д в« В Р а з в К о н с Р Рп аз а Д Я Ф ол з М А п л о « Р О а дн з в « Р С а ло з ж в и « Р Н а ай з ди в к«л Р К аз ак в и «Б ы ва ет « Ст их и Р а з в Р а з в р а з К о н с К о н с п К о н с пК о н с К о н с К о н с «Г Р К де а о че з н й до в с в и п « В ол ш Р К а о з н с « С е к « А вт от ра « С т р « И ст ор Р а з в Р а з в Р а з в Р а з в К о н с К о н с п К о н с К о н с М ия п 2. Формирование представлений о планете Земля, об особенностях ее природы Н е Бе се да о тр уд е л « Чт о ж ив ое во кр Цели с С С и с т е м а т С ф о р м и р о М и р п р и р в о о б Э кс ку рс ия в па рк У гл у б л ят ь « Ж и в Ра сс ма тр ив ан ие О б р а з о С ф о р О б р а Ф о р м У ч и ть р а Ф о р м и р з о и р О бо б щ оФ о р м О Н « Р а с с м а т П р о е к ти с ж и з н е У т о ч н и т ь А к т и в и з и М и р п р и р Р а з в и т и е Ка « М ат у « Кт о в ы С п о м С п о с о Д о ш к В о с п и Э кс ку рс ия в У т о ч н я Д Я Ф т « П ут е ш ес тв ие на дн о Бе се да о то м, кт о и ка к зи О бо б щ а ю щ ая п о в е В о с п и т ы в а т ь Р а с ш и р я т ь и у г К о н к р е т и В о с п и т ы в а я М Н а б л Р а с ш П ос ад ка се мя н го « П ри ш ла ве Бе се да на те м « У да ле ни е у т о ч н У т о ч н и т ь И с п о л ь С и с т е м Ф о р м и р Д о ш к о л М и р п р и О б р а з о в Ф о р м и р о в А М О б р а з о в Р а с с м а т р Ф о р м и р о У ч и т ь у з н 4. ОО «Физическое развитие» (приобретение опыта в двигательной деятельности, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере) 1. Развивать умения осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения всех видов упражнений (основных движений, общеразвивающих упражнений, спортивных упражнений). 2. Развивать умение анализировать (контролировать и оценивать) свои движения и движения товарищей. 3. Формировать первоначальные представления и умения в спортивных играх и упражнениях. 4. Развивать творчество в двигательной деятельности. 5. Воспитывать у детей стремление самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами. 6. Развивать у детей физические качества: координацию, гибкость, общую выносливость, быстроту реакции, скорость одиночных движений, максимальную частоту движений, силу. 7. Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья. 8. Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании, развивать устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и здоровьеформирующего поведения. 9. Развивать самостоятельность детей в выполнении культурно-гигиенических навыков и жизненно важных привычек здорового образа жизни. 10. Развивать умения элементарно описывать свое самочувствие и привлекать внимание взрослого в случае недомогания. Содержан и е образоват е л ьн ой деятель н ости Двигат е л ь ная деятел ь н ость Порядковые упражнения: порядок построения в шеренгу, из шеренги в колонну, в две колонны, в два круга, по диагонали, «змейкой» без ориентиров, способы перестроения в 2 и 3 звена. Сохранение дистанции во время ходьбы и бега. Повороты направо, налево, на месте и в движении на углах. Общеразвивающие упражнения:четырехчастные, шестичастные традиционные общеразвивающие с одновременным последовательным выполнением движений рук и ног, одноименной и разноименной координацией. Освоение возможных направлений и разной последовательности действий отдельных частей тела. Способы выполнения общеразвивающих упражнений с различными предметами, тренажерами. Подводящие и подготовительные упражнения. Представление о зависимости хорошего результата в основных движениях от правильной техники выполнения главных элементов: в скоростном беге — выноса голени маховой ноги вперед и энергичного отталкивания, в прыжках с разбега — отталкивания, группировки и приземления, в метании — замаха и броска. Ходьба. Энергичная ходьба с сохранением правильной осанки и равновесия при передвижении по ограниченной площади опоры. Бег. На носках, с высоким подниманием колен, через и между предметами, со сменой темпа. Бег в медленном темпе 350 м по пересеченной местности. Бег в быстром темпе 10 м (3—4 раза), 20—30 м (2—3 раза), челночный бег 3×10 м в медленном темпе (1,5—2 мин). Прыжки. На месте: ноги скрестно — ноги врозь; одна нога вперед, другая назад; попеременно на правой и левой ноге 4—5 м. Прыжки через 5—6 предметов на двух ногах (высота 15—20 см), вспрыгивание на предметы: пеньки, кубики, бревно (высотой до 20 см). Подпрыгивание до предметов, подвешенных на 15—20 см выше поднятой руки. Прыжки в длину с места (80—90 см), в высоту (30— 40 см) с разбега 6—8 м; в длину (на 130—150 см) с разбега 8 м. Прыжки в глубину (30—40 см) в указанное место. Прыжки через длинную скакалку, неподвижную и качающуюся, через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад. Бросание, ловля и метание. «Школа мяча» (разнообразные движения с мячами). Прокатывание мяча одной и двумя руками из разных исходных положений между предметами. Бросание мяча вверх, о землю и ловля двумя руками не менее 10 раз подряд, одной рукой 4— 6 раз подряд. Отбивание мяча не менее 10 раз подряд на месте и в движении (не менее 5—6 м). Перебрасывание мяча друг другу и ловля его стоя, сидя, разными способами (снизу, от груди, из-за головы, с отбивкой о землю). Метание вдаль (5—9 м) в горизонтальную и вертикальную цели (3,5—4 м) способами прямой рукой сверху, прямой рукой снизу, прямой рукой сбоку, из-за спины через плечо. Ползание и лазание. Ползание на четвереньках, толкая головой мяч по скамейке. Подтягивание на скамейке с помощью рук; передвижение вперед с помощью рук и ног, сидя на бревне. Ползание и перелезание через предметы (скамейки, бревна). Подлезание под дуги, веревки (высотой 40—50 см). Лазание по гимнастической стенке чередующимся шагом с разноименной координацией движений рук и ног, лазание ритмичное, с изменением темпа. Лазание по веревочной лестнице, канату, шесту свободным способом. Подвижные игры с бегом, прыжками, ползанием, лазанием, метанием на развитие физических качеств и закрепление двигательных навыков. Игры-эстафеты. Правила в играх, варианты их изменения, выбора ведущих. Самостоятельное проведение подвижных игр. Спортивные игры. Городки: бросание биты сбоку, выбивание городка с кона (5—6 м) и полукона (2—3 м). Баскетбол: перебрасывание мяча друг другу от груди; ведение мяча правой и левой рукой; забрасывание мяча в корзину двумя руками от груди; игра по упрощенным правилам. Бадминтон: отбивание волана ракеткой в заданном направлении; игра с воспитателем. Футбол: отбивание мяча правой и левой ногой в заданном направлении; обведение мяча между и вокруг предметов; отбивание мяча о стенку; передача мяча ногой друг другу (3—5 м); игра по упрощенным правилам. Спортивные упражнения: скользящий переменный лыжный ход, скольжение по прямой на коньках, погружение в воду, скольжение в воде на груди и на спине, катание на двухколесном велосипеде и самокате, роликовых коньках.Становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правиламиПризнаки здоровья и нездоровья человека, особенности самочувствия, настроения и поведения здорового человека. Правила здорового образа жизни, полезные (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и спортом) и вредные для здоровья привычки. Особенности правильного поведения при болезни, посильная помощь при уходе за больным родственником дома. Некоторые правила профилактики и охраны здоровья: зрения, слуха, органов дыхания, движения. Представление о собственном здоровье и здоровье сверстников, об элементарной первой помощи при травмах, ушибах, первых признаках недомогания. Ре з у льтаты образова т ель н о й деятел ь ности До с т и жен и я ребен к а (Что нас р а д у е т) нацию, гибкость. пражнений. Имеет представления о некоторых видах спорта. комбинации (варианты) из знакомых упражнений. ооценку, способен самостоятельно привлечь внимание других детей и организовать знакомую подвижную игру. за жизни и безопасного поведения. помощью).Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей енка беден (малый объем освоенных основных движений, общеразвивающих и спортивных упражнений); плохо развита крупная и мелкая моторика рук. В поведении слабо выражена потребность в двигательной деятельности. твенных. Интересуется простыми подвижными играми, нарушает правила, увлекаясь процессом игры. проблемам здоровья и соблюдению в своем поведении основ здорового образа жизни. -гигиенических навыков, в уходе за своим внешним видом, вещами и игрушками Т Ц И С «Н С ба ю меушож »ч е [ и т «Н леа у ч и т ь «Н Н а е у о ч б и ыС т ч ц ь не н «П а с о О з н [ а к « Н к а цу со « ш ие вок г свет Н а у ч и т «На учи т «Н моа ряк у « Фо С рм и ир л ов ь н ы м «Н моай ду ияч твои дт ьй «Ун п птр а ж ня [ [ [ Н [ [ [ т п т и ц «Н а у ч «Н па ав у ле ч и «У пп ор «С ао Св че «Н зи а уч «Н ес в ла лыу чи ть «ТП »о з н а к о [ Д [ [ [ [ Я [ [ м а вт о м о б и л ь н «Уи пра ж н я «Н гима уч ит «Н ое а пу твич ить «Н п ауч ить « сП [ Ф [ [ [ [ яв л «У прп Вр а ж ня ть д е «Ск оСв кер ш ен « Пс прр Во до «Н а у ч и « З т а ч к д р те « пН М [ [ [ [ А [ [ на в «УЯ п рз а д ж о н «З ыеа прк ре [ [ М [ « Н хин а Роду е чс [ и ит т «Н а уч ит [ «Н оба уч и «Н вау чи т [ ь 5. ОО «Речевое развитие Зад а чи обра з ов а тель н ой дея т ель н ости 1. Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей. 2. Обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения. 3. Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия. 4. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей. 5. Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников. 6. Воспитывать интерес к письменным формам речи. 7. Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе. 8. Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых признаках (композиция, средства языковой выразительности). 9. Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста. Содержан и е образоват е л ьн ой деятель н ости Владение речью как средством общения и культуры Освоение этикета телефонного разговора, столового, гостевого этикета, этикетавзаимодействия в общественных местах (в театре, музее, кафе); освоение и использование невербальных средств общения: мимики, жестов, позы; участие в коллективных разговорах, использование принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, правильно задавать вопрос, строить свое высказывание кратко или распространенно, ориентируясь на задачу общения). Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Освоение умений: самостоятельно строить игровые и деловые диалоги; пересказывать литературные произведения самостоятельно по ролям, по частям, правильно передавая идею и содержание, пользоваться прямой и косвенной речью; с помощью воспитателя определять и воспроизводить логику описательного рассказа; в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы использовать прилагательные и наречия; сочинять сюжетные рассказы по картине, из личного опыта; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования: экспозиция (обозначение действующих лиц, времени и места действия), завязка (причина события), развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения), развязка (окончание); в повествовании отражать типичные особенности жанра сказки или рассказа; грамматически правильно использовать в речи: несклоняемые существительные (метро, пальто, пианино, эскимо), слова, имеющие только множественное или только единственное число (ножницы, очки), глаголы «одеть» и «надеть», существительные множественного числа в родительном падеже; образовывать слова, пользуясь суффиксами (учитель, строитель, спасатель; солонка, масленка), приставками (подснежник, подосиновик). Развитие речевого творчества. Проявление интереса к самостоятельному сочинению, созданию разнообразных видов творческих рассказов: придумывание продолжения и окончания к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели; внимательно выслушивать рассказы сверстников, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их; использовать элементы речидоказательства при отгадывании загадок, в процессе совместных игр, в повседневном общении. Обогащение активного словаря за счет слов, обозначающих: названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовых действий и качества их выполнения; личностные характеристики человека (честность, справедливость, доброта, заботливость, верность и т. д.), его состояния и настроения, внутренние переживания; социальнонравственные категории (добрый, злой, вежливый, трудолюбивый, честный и т. д.), оттенки цвета (розовей, бежевый, зеленоватоголубоватый и т. д.), тонкое дифференцирование формы, размера и других признаков объекта; названия обследовательских действий, необходимых для выявления качеств и свойств предметов (погладил, подул, взвесил, понюхал и т. д.). Освоение способов обобщения — объединения предметов в группы по существенным признакам (посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, постельные принадлежности, транспорт, домашние животные, дикие звери, овощи, фрукты). Освоение умения находить в текстах литературных произведений сравнения, эпитеты; использовать их при сочинении загадок, сказок, рассказов. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Освоение чистого произношения сонорных звуков ([л], [л’], [р], [р’]); упражнение в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов; использование средств интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания). Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Освоение представления о существовании разных языков. Освоение терминов «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный звук» и «согласный звук»; звуковой анализ слова. Освоение умений: делить на слоги двух-, трех слоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трех звуковых слов: интонационно выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова; составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении; развивать мелкую моторику кистей рук: раскрашивание, штриховка, мелкие мозаики. Знакомство с книжной культурой, детской литературой. Восприятие классических и современных поэтических произведений (лирические и юмористические стихи, поэтические сказки, литературные загадки, басни) и прозаических текстов (сказки, сказки-повести, рассказы); проявление интереса к рассказам и сказкам с нравственным содержанием; понимание образности и выразительности языка литературных произведений; проявление интереса к текстам познавательного содержания (например, фрагментам детских энциклопедий). Ре з у льтаты образова т ель н ой деятельности До с т и жен и я ребен к а Ребенок проявляет познавательную и деловую активность в общении со взрослыми и сверстниками, делится знаниями, задает вопросы. Инициативен и самостоятелен в придумывании загадок, сказок, рассказов. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется. Замечает речевые ошибки сверстников, доброжелательно исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный — согласный), место звука в слове. Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, сочиняет загадки. Отвечает на вопросы по содержанию литературного произведения, устанавливает причинные связи. Проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра, внимание к языку литературного произведения. Различает основные жанры: стихотворение, сказка, рассказ, имеет представления о некоторых их особенностях. Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей Ребенок не проявляет инициативы в общении со сверстниками. Допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого. Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы.) Затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью-доказательством. Допускает отдельные грамматические ошибки. Имеются существенные недостатки звукопроизношения. Речь невыразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги. Интерес к слушанию литературных произведений выражен слабо. Ребенок не может назвать любимых литературных произведений. Различает сказку, рассказ и стихи на интуитивном уровне, объяснить их отличий не может. Т Ц И С «В С етыоо м шксок нойпзно жи в а О »ты ва . ть Н же . ла О ни б е р ид а ти з о в а т е л ра з ви « Р балк рыа зв и в « О б у ч е н и е По м оч ьд ет я м по ня п ть е гл р е с к а з у « Р а з в « Р вет [ жиа мояз сев и [ [ О [ зн ач ен ия сл ов , мн «П Родо Росз на ко ми ть де т «У п точ «О деб « Р д а нс жш [ [ [ Н [ м ы ш ле н и е у м е «У о герчзо скаи ть «П лео м оч ь д ет я м ра сс м от ре «т ПД Зое а н д [ [ в о «Ра зв «В о сп и « У нвы г прл ду Ноб йл гоя т ь п р «Уж чхи медт жоь » в «Н кта у ч Ра «з « г р Д [ Р [ [ [ Я [ [ Ф [ з д о р о «п С п о с «ВС оис лпи нты ы ь У вл еч чь д е «У п ра ж «Уп чи «П , [ о подзи сюнда [ ак [ М [ [ . Н арод но а ф о «Р з а сш ир « У сч «Р Ба е з в с .и е вд аа т ь пу о ме рн ас т ы д н о « В т ы и з рв «У пп лр « Р на А [ [ М [ [ [ [ Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы Т о Ц «Р посалан Рс А Лз Т с Д к оо«н у л ле о в а О[ РДао свсе кс [ Р Д соЛв Тессо т«ис чд [ РасП Л. аз о го Пом до«ч аь де т И С б о р о « Л и р ич ес С п о с о б ст «З Ва к р ие п и т ь з н ма цн ия де т И еР г а р з а в « и В в Са П О о [ з [ [ в н и м а н и е РД ко Вв Ое вс «т еи НД ао нв ае йс с т аи КРд ра а з т в ки ов ДУ о г лл г у об си р т оь чи Н [ [ Д [ н р а с ш и р я ть и о б о ДР о а л з г в о и св С О а б « о и г РД о кв е нс рт ди дс ос ко з С Пн ти о Я Ф [ [ и к о м и ч е СС т п и о х с о о т б вс СД т о и в х е о с ттв ио « Сд Л п и о р с и о ч б ес с т СС т п и о х с о о т б вс т М [ А М « З е а о к р р е кп и нт р ь ди с и сст о е м а о т чи з ви пр о в лат хь РасП со Н. м Нос овач «ьн ёрд »е тя Рм П [ о а [ [ п р и с п о с о б л План взаимодействия с семьями воспитанников Ф С Т П Ш Ч П р П р О Д П М э П К о З С о М П о П Н К л о Ч К Б Б З К о Макет Т О Сем К Ф П Б В Н СемьЗанят Т Мы-дО ОсениныП К о Д Р К Д Б К Т У Д П р й Э Б П По Ц е М В С о О Ч Р Чт и П р В Ко К празд Я М Ко К Ф Сем Т Сем Поделка с папойК о к С Задорная часФ М Т УмелыеИ « З СА Ф Сем Советы род Р М По хР о Ко виже п П м П У П